Петербургские школьники пишут летопись родного города
“У каждого человека есть родина. Это место, где человек родился и куда он всегда стремится. Таким родным уголком для меня является Петроградская сторона. Здесь зародился город… Для моей семьи Петроградская сторона имеет особое значение. В Первом медицинском институте училась моя мама. Папа и мама жили в общежитии, затем переехали в дом Графтио, и здесь родилась моя сестра. Ее крестили в Князь-Владимирском соборе. Папа стал работать в школе ? 75 на Малой Посадской и каждый день ходил на работу через Петропавловскую крепость. Сюда, в эту школу, пришла учиться моя сестра, а вскоре и я… Я уверен: как бы далеко мы ни уехали, Петроградский район всегда останется частью моей жизни и частью истории моей семьи”.
Так написал о Петроградской стороне ученик 75-й школы Петербурга Сергей Петрашов.
Идею создать районную летопись предложил глава администрации района Павел Константинович Кошелев.
– Однажды я перебирал старые бумаги и наткнулся на вырезку из газеты. В заметке рассказывалось о том, что ученик Паша Кошелев написал хорошее сочинение по краеведению. Это была работа о боях на Невском пятачке. И сразу вспомнилось, как гордился этой заметкой мой отец. Подумалось, что сегодняшние школьники, их родители и учителя наверняка так же гордились бы, если бы получили возможность не просто изучать историю города, района, но и увидеть лучшие работы опубликованными в настоящей книге.
Этим ребятам уже не придется делать замечания: не мусорьте, не бейте стекла. Трудно сломать ветку дерева в парке, если знаешь, чьими руками оно посажено, невозможно пнуть ногой дверь подъезда, если помнишь имя архитектора и историю обитателей дома. Не нужно будет объяснять, что Санкт-Петербург всегда был городом интернациональным, столицей самых разных культур. Не занудные лекции, не нравоучения, а сама история предыдущих поколений формирует у школьников нравственное отношение к жизни, к людям, живущим в нашем городе, в нашей стране. “…Изучая свою родословную, я пришел к выводу, что все мои родственники честно трудились. Я еще не знаю, кем стану, но мне бы очень хотелось быть честным и хорошим человеком. И еще, я очень огорчен, что так поздно занялся изучением своей родословной, так как многих моих родственников уже нет в живых. Я понял, как важно вовремя все выяснить, записать, чтобы интересная и поучительная информация не пропала”, – такими словами закончил родословную своей семьи ученик 56-й школы Юра Марусиченко. В последнее время петербургских педагогов все чаще призывают больше внимания уделять патриотическому воспитанию школьников. Как вырастить юных граждан настоящими патриотами своей страны? На этот вопрос ищут ответ учителя, психологи, ученые, философы, даже чиновники. Конечно, возможностей много, а универсального рецепта, как и в любой проблеме, связанной с воспитанием подрастающего поколения, нет. Но в Петроградском районе свое решение нашли. Причем это не “приказ сверху”. За такую форму воспитания проголосовали сами школьники.
Уже изданы три книги, вобравшие в себя лучшие школьные работы: в первом томе собраны исследования по краеведению, во втором – сочинения, рассказывающие об истории учреждений и зданий, третий том посвящен замечательным людям, жившим или работавшим на Петроградской стороне. Следующий выпуск планируется посвятить спортивной славе района. Летопись будет продолжена… Равняться есть на кого – предисловие к третьему тому написал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, почетный гражданин Санкт-Петербурга, выпускник Лентовской гимназии 1923 года (ныне школа # 47 Петроградского района): “Всю жизнь я не оставался наблюдателем. Мне всегда надо быть участником. Я думаю, человек должен благодарить Жизнь. У меня во всяком случае есть за что ее благодарить. И за счастливое детство, и за хорошую школу с хорошими учителями. Благодарю тебя, Жизнь!”
Александра АЛЕШИНА
Комментарии