search
main
0

“Краденое солнце” Правда древних, отраженная в нас

25 декабря – день зимнего солнцестояния, с которого начинается увеличение продолжительности светового дня.

Солнце в астрономии – это звезда, центральное тело Солнечной системы. Почитание Солнца (солярный культ) мы встречаем в истории многих народов – Месопотамии, Древнего Египта, Древнего Ирана. В ранних христианских источниках Рождество Христово называется “Днем Рождения непобедимого Солнца”.
Главные задачи этого занятия:
помочь детям увидеть при рассматривании памятников искусства народов мира общие стадии развития мышления, яркое сходство с образами в искусстве нашего народа;
привить детям мысль о братстве всех нас, живущих на нашей маленькой планете, беречь которую следует нам всем вместе;
урок должен помочь детям почаще задумываться, видеть в самом обычном удивительное, невероятное;
развивать эмоциональное восприятие детей, способность выразить воспринятое.
По задумчивым лицам детей на прогулке мне стало ясно, что они запомнят этот день, проведенный в парке, закат, наши наблюдения. Думаю, что не раз еще они захотят увидеть лучи уходящего солнца, осветившие их лица. Я видела благодарность в глазах детей за то, что эту просветленность они пережили вместе со мной.
Что же сегодня случилось в природе?
– Сегодня день зимнего солнцестояния.
– Солнце повернулось на весну.
– Люди прежде гадали в эти дни на будущий урожай, на приплод скота, а девушки – на жениха…
– Сегодня родился Свет…
Мы тоже поприветствуем Солнышко! Поднимем руки вверх, соберем ладошками солнечные лучи, скатаем над головой в теплый комочек, умоемся. Оставшееся тепло поместим на “солнечное сплетение”! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, красное!
Наше приветствие Солнцу сегодня звучало на всех уроках, с 1-го по 6-й класс, в каждом из них была тема “Встреча Солнца”, только выражена она разными средствами.
Вспоминаем, что мы наблюдали на прогулке, что запомнилось особенно.
– Выполнили ли домашнее задание? Кто помогал?
– Удалось ли найти в окружающей жизни солярный знак? С кем смотрели?
– Рисовали ли солнечные знаки, кто помогал?
Участие семьи в жизни ребенка – главный аспект воспитания, который приносит ему радость. Необходимо, чтобы была в нем доброта, сердечность. Нужно интересоваться, что ребенок узнал сегодня нового, разговаривать с ним, стараться помочь, если это необходимо. Это говорит о том, что родители думают о будущем ребенка, чтят прошлое, чтобы не проглядеть момента, когда может родиться равнодушие к добру и злу.
Дети на уроке учатся величать всю семью, чтобы призвать к ней счастье и благополучие. Ранее мы уже обращали внимание детей на постепенное угасание солнца. Говорили, о связанных с этим явлением народных представлениях, что солнце словно бы поглощается ящером, уходит в подземный мир.
Исполняя обрядовые святочные песни, люди верили, что желаемое в виде поэтических символов должно осуществиться в действительности. В величальной песне воплощена идея единства мира и человека. Крестьянский дом представлен как центр Вселенной. Солнце и Месяц в ней – хозяин и хозяйка, звезды – их дети.
…Как Иванов двор –
Он тыном затынен,
На семи верстах,
На восьми столбах,
Что тычинушка –
Ко тычинушке,
На тычинушке
По жемчужинке.
Круг Иванова двора
Все шелковая трава,
Зеленая мурава.
На шелковой на траве
Все лазоревы цветы;
……………………………….
Светел месяц во окне –
Сам Иванушка;
Красно солнышко –
Хозяюшка;
Часты звездушки –
Их ребятушки;
Румяные зорюшки –
Хозяйские дочушки.
А хозяин во дому,
Словно царь во раю;
А хозяйка во дому,
Как кутья во меду;
Малы детушки,
Как оладушки.
Рассматриваем фронтон крестьянской избы, конек на крыше. Наблюдаем движение солнца на причелинах, полотенце. Изба имеет трехчастную конструкцию. Здесь присутствует и небесный мир – крыша, и земной – там, где живут люди, растения, животные, и подземный – подпол, где хранят припасы на зиму.
Изба – это и семья, объединяющая, как древо жизни, все три мира, три царства. Семья, отвечающая за рождение, воспитание, а затем и за будущее детей. Семья, несущая ответственность перед миром высшим, небесным.
Ну а что же представляет собой сам человек? Вот еще один ключ к разгадке мироздания:
…У нас помыслы от облак,
Дух от ветра,
Глаза от солнца,
Кровь от черного моря,
Кости от камней,
Тело – от сырой земли…
Человек примирил себя с миром – с движением солнца, с ветрами буйными, с зимой трескучей, летом знойным. Научился защищать себя…
Нашел в своей жизни место каждому явлению. Кругом себя сделал понятную ему расстановку. Солнце уподобил колесу, коню, птице. Водрузил его на крышу, чтобы держал небесный свод. На привычных и понятных вещах отобразил все мироздание. Большое в малом и малое в большом…
Рассматриваем движение солнца и явления природы на прялках, вышивках, одежде.
Читаем отрывок из сказки “О царе Салтане” А.С.Пушкина, где образ Ели (древа) на острове Буяне, как и Дуб зеленый из Лукоморья, символизирует единство и взаимосвязь всех трех царств.
Когда работаем с народной игрушкой, мы должны видеть символическую игрушку, в которой заложен глубокий смысл. Мастер лепит не лошадь, которая стоит в конюшне или которую мы рассматривали на фотографиях, а изображает символ природного явления, соединяя Солнце с образом, не земную женщину, а Мать Сыру – Землю.
– Что вам напоминают круги на туловище филимоновской игрушки?
– Какими цветами они изображены?
– Покажите солнечные знаки на дымковской игрушке (на грудке коня, на кокошнике боярышни).
– Когда вы впервые нарисовали Солнце?
– Как оно движется? (Солнышко “село”, “взошло” – понятия, сохранившиеся до сих пор…).
– Сравните понятие движения со знакомыми образами (лошадь, повозка, колесо).
Показываю детскую книжку К.И. Чуковского “Краденое солнце”.
– Как вы думаете, о чем эта сказка?
– Что ощущали первые люди, видя “уходящее” солнце?
– Что переживает наш далекий предок на фигурке человека, найденного при раскопках “Уральской Трои”? (Показываю иллюстрацию).
– Где вы могли еще читать такую историю о движении солнца?
Земля вокруг одинакова, и солнце у нас одно. Люди переживали одни и те же представления о небесном царстве. Потому в мифах разных народов возникают одни и те же сюжеты. Прочитываем сказку “Краденое солнце”. Открытие глубинной первобытной предыстории этого произведения взволновало детей. Многое они сегодня открыли для себя впервые. Представления о подземном мире, о мертвых, об океане, по которому плывет ночное солнце, продолжали жить многие тысячелетия. Люди и не подозревали, что передавали в песнях, былинах, вышивках, игрушках, в конструкции жилища ту правду, которая являлась миропониманием древних. Мы не знаем, откуда эти превращения пришли в сказку. И дети сегодня не продолжают ее, а творят свою…

Практические задания
1. Рисуем скачущую лошадь-солнце с лучистой гривой.
Дети берут в руки фломастеры только солнечных цветов (красный, желтый, оранжевый). Контур обводить не нужно.
2. Гуашь – теплые солнечные цвета. Цветом рассказываем солнечность коня.
3. Учимся у Мастера. Как он вылепил солнечного коня? Круглящаяся грива, лучистый хвост.
4. Нарисуем круг без узора. А теперь построим солнечный узор.
5. На кружках, облепленных пластилином, зернышками изображаем орнамент в круге.
6. Вырежем из картона силуэт коня, облепим пластилином, зерном, горохом, тонкой вермишелью, изобразим его солнечность.
7. На обратной стороне листа напишем свою сказку или свое стихотворение о солнце.
Иногда дети могут нарисовать обыкновенную лошадку, домик, деревья. Мы не можем запретить это, но и не должны поощрять одобрением. Дети рисуют коня – символ солнца, а не должны давать ему живую среду. Конь получится не на небе, а на земле. Созданная учителем ситуация для мифопоэтического творчества, наглядное представление о непрерывной жизни образа, побудит детей с интересом выполнить работу. Рассматривая подлинники народного искусства, мы восстанавливаем отношения древних людей с природой. Можно расширить темы практической деятельности.
* * *
В связи с проведенными уроками хочу рассказать о некоторых эпизодах, наиболее интересных, на мой взгляд.
Наши “солнечные уроки” взволновали и родителей. Дети радостно рассказывали о совместных поисках примет, пословиц, о наблюдениях за изменениями в природе.
– Оказывается, река начинается с небольшого ключа, который, наверно, связывает наш мир с подземным, – предполагает ребенок.
– Разумеется, и с небесным тоже.
– “Добро умиляет, а зло – завораживает”, – эту пословицу нам подарила бабушка Маши Мотылевой.
Всеобщий интерес вызвал такой факт, является ли крышка канализационного люка солнечным знаком. Пришли к выводу, что да, он является дверью в подземное царство, оберегающей нас от несчастий.
– Можно, я сделаю рисунок к своей песне? – спрашивает Саша Корольков.
– И много их у тебя? – спрашиваю.
– 53, – не моргнув, отвечает он. Через некоторое время подходит с листком и ручкой.
– Это холм, за ним еще холм, а за тем холмом – гора, на ней избушка пастуха. На избушке шест, на ее вершине и родилось Солнце.
– Где ты это слышал? – меня удивило его объяснение.
– Нигде. Просто я сочинил такую песню.
Думаю, где-то я уже об этом читала… Действительно, в третьем томе Сергея Есенина, в “Ключах Марии” читаю: “…вся языческая вера в переселение душ, музыка, песня и тонкая, как кружево, философия жизни на земле, есть плод прозрачных пастушеских дум…”
Аминат КАПИТУНОВА
Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте