Сценарий выпускного вечера, описание системы работы над проектами московского филолога, технология создания и использования опорного конспекта на уроках истории из опыта галичского преподавателя – как видите, любопытные материалы даны на странице лишь фрагментарно. Полностью эти и многие другие статьи вы можете найти на сайте «УГ» www.ug.ru в разделе «Методика». Не забывайте после прочтения оставлять комментарии!
Многострадальные школьные курсы литературы и истории так и не нашли себя после отмены истин, изложенных Лениным в статье «Памяти Герцена». Нет больше логики освободительного движения в России и мире. Остались, собственно, история с ее событиями и датами и литература с ее постоянным стремлением к совершенству. Мы, освобожденные от пут идеологии, открываем перед нашими учениками мир, полный тайн и совершенства, а они в большинстве своем… не проникаются красотой этих тайн. Чего же не хватает нашим аргументам? Почему нас слышат, но не слушают?Урок сам по себе не слишком хорошо подходит для того, чтобы «зажечь» учеников. Он предназначен прежде всего для того, чтобы пройти программу: эта взаимная обязательность лишает обе стороны процесса свежести восприятия, интереса. Учебник и сорокапятиминутный отрезок времени делают свое дело – абсолютное, доктринное не привлекает поколение next, взрощенное под слоганы рекламных пауз.Из-за изложенных выше причин сам формат урока в его сегодняшнем виде должен восприниматься как подготовительная стадия работы, на которой ученики и учитель учатся доверять друг другу, работать вместе, находить интересные темы для внеурочного общения. Кроме того, педагог может, если он искренне заинтересован в развитии своих воспитанников, постоянно показывать, что границы темы намного шире тех границ, которые поставлены на уроке. Школьник должен выходить с занятий с ощущением информационного голода.А настоящим полем деятельности может стать проектная работа. Она как будто создана для того, чтобы ученики и учитель вместе прошли путь познания. Здесь все по-настоящему: нельзя заставить – можно только увлечь, нет обязательного объема, нет строгих временных рамок. Сейчас проводится огромное количество научно-практических конференций, на которых ребята получают не только дипломы за победы, но и сертификаты участников, что делает эту работу еще привлекательнее для наших воспитанников.Проектная деятельность должна проходить как минимум в три этапа. Первый: проекты на одно занятие (задача таких проектов состоит в том, чтобы показать ученикам возможности научного познания и, самое главное, получить результат). Второй: проекты, подготовленные к определенной научно-практической конференции. Такие проекты учителя готовят для того, чтобы занять призовое место и пополнить как портфолио учащегося, так и свое. Ну и вершина – проекты, которые разрабатываются ради познания. Они позволяют приоткрыть дверь в мир знания. Но прежде чем подойти к этому типу проектов, необходимо освоить первые два.Опыт показывает, что на третьем этапе нужна большая проектная группа. Ее работу необходимо разделить на множество маленьких частей, доступных для детского восприятия. Особое внимание обратите на то, чтобы задания не дублировались – это резко понижает их ценность для учащихся. Зато разрабатывать одно задание могут как один, так и двое и более ребят. (…)Андрей ВДОВИН, преподаватель литературы, зам. директора по воспитательной работе московского культурологического лицея №1310
Комментарии