Кот. Ворона. Собака,
или О пропедевтике информатики в начальной школе. Дорогие читатели!
Вы, наверное, заметили, что “Методическая кухня” переместилась на 15-16-ю странички. Теперь она будет появляться в “УГ” каждую неделю, а материалы по обязательным и нетрадиционным предметам будут по-прежнему чередоваться. В сегодняшнем, третьем, выпуске вполне “традиционные блюда” – информатика и изобразительное искусство.
Читайте, оценивайте и спрашивайте. Мы по-прежнему ждем ваших писем и откликов.
До встречи через неделю!
нужно знать большую часть ответа”.
Р.ШЕКЛИ
Попробуем рассмотреть, какими особенностями обладает компьютер как инструмент и как это влияет на подготовку человека к жизни в информационном обществе, в особенности на развитие мышления в возрасте, наиболее благоприятном для формирования логических структур мышления – в начальной школе.
В первую очередь принципиальное отличие компьютера от других инструментов в том, что если другие орудия труда как бы являются продолжением руки человека, то на компьютер мы можем возлагать задачи, решаемые ранее с помощью головы. Конечно, возможности компьютера ограничены полностью предсказуемой формальной логикой, заранее определенной для него человеком. Было бы естественным желание возложить на машину большую часть нетворческих, скучных, формальных рассуждений и заключений, освобождая время для интуитивной, неформальной, творческой деятельности. Но для того чтобы эффективно использовать такой мощный инструмент, как компьютер, надо хорошо представлять, что такое формальная логика, уметь выделять в рассуждениях ее фрагменты, представлять, в каком виде могут храниться и как могут использоваться знания. Это вполне естественно: если ты сам чего-то не понимаешь, как ты можешь переложить это на машину?
Другая важная особенность компьютера как инструмента – его невероятная гибкость. Компьютер сделает все, что вы только придумаете. И, естественно, воодушевленный открывшимися перспективами человек начал создавать все более и более сложные программные системы. Настолько сложные, что человеческий интеллект перестал справляться с возрастающими уровнями сложности систем, потому что возможности мозга оставались на прежнем уровне. И тогда люди стали использовать приемы, которые позволили им успешно противостоять этой возрастающей сложности. Во-первых, это абстракция (выделение существенного и игнорирование несущественного). Во-вторых, декомпозиция (составление системы из небольших подсистем) и иерархия (расположение элементов системы в порядке от высшего к низшему). Применение этих методов позволяет при разработке каждого фрагмента сложных систем не выходить за пределы возможностей человека. Современные языки программирования предоставляют неплохие инструменты абстракции, декомпозиции и иерархии. Так, например, можно рассматривать типы данных как абстракцию понятий, переменные – как абстракцию обьектов, константы – как абстракцию свойств (значений свойств), алгоритмы – как абстракцию действий. Но для того чтобы использовать эти инструменты, человек должен иметь соответствующие навыки.
Итак, для успешного применения современных информационных технологий человек должен обладать указанными выше представлениями и навыками. Важно отметить, что овладение ими не носит жесткой профессиональной ориентации. Учитывая указание психологов на возраст, в котором проходит формирование логического мышления, можно сделать вывод, что это полезно всем детям. Разработка соответствующих методик для начальной школы была бы как нельзя более актуальной.
Руководствуясь именно такими соображениями, сотрудники Центра довузовского образования Московского экономико-статистического института (МЭСИ) несколько лет назад приступили к разработке нового курса для начальной школы, направленного на подготовку мышления к восприятию современных информационных технологий. К сегодняшнему дню учебно-методический материал по курсу, получившему название “Информатика в играх и задачах”, разработан и апробирован для 1-х, 2-х и 3-х классов (по системе “1-3”). Успешно пройдены независимая экспертиза по информатике и государственная экспертиза по начальной школе. Курс рекомендован Главным управлением развития общего среднего образования Министерства образования РФ.
В настоящее время по нашей методике обучаются дети в 150 школах Москвы и области. Это ## 176, 268, 1694, 554, 937, 434 и другие. Методическое обеспечение вызвало огромный интерес и в других городах и регионах России – по нему работают в школах Ярославля, Санкт-Петербурга, Новгорода, Якутии, Воронежа.
Занятия проходят без компьютеров. Курс не заменяет традиционную компьютерную информатику, а предваряет и дополняет ее. Учебная нагрузка – 1 час в неделю.
Учебный курс для каждого года обучения разделен на четыре четверти. На каждую четверть ребенку выдается рабочая тетрадь, с которой он работает на уроке и дома. Это занимательная книжка-раскраска, в которой в игровой и занимательной форме ребенку предлагается учебный материал. Учитель при этом обеспечивается книжкой, содержащей полное описание уроков по данной четверти, с анализом ситуаций, возникающих на уроке, и подробными рекомендациями по его ведению. При проведении занятий максимально возможно применяются занимательные и игровые формы обучения, которые также описаны в предлагаемых поурочных планах. Как правило, различные формы подачи материала активно чередуются в течение одного урока. Описание урока в книжке учителя полностью соответствует материалу, изложенному по данному уроку в книжке ученика. По каждой учебной четверти разработаны два варианта контрольных работ, которые прилагаются к рабочей тетради.
Методический материал создавался с таким расчетом, чтобы не совсем опытный или просто уставший учитель мог бы провести интересный и результативный урок, так как разработка представляет собой наиподробнейший поурочный план с описанием игр, включенных в уроки, возможных неправильных ответов учеников с рекомендациями для учителя, как в этом случае подвести детей к правильному ответу. По содержанию методичек учителю легко составить учебный календарный план, так как число уроков в каждой методичке соответствует числу учебных недель в четверти. В то же время описание уроков не догма, и учитель с опытом, зная о целях урока, может творчески вносить в него какие-либо изменения.
Методическое обеспечение поставляется годовыми комплектами. Годовой комплект на класс из 25 учеников включает в себя:
– учебных тетрадей 100 шт. (4 четверти х 25 учеников),
– контрольных работ 200 шт. (4 четверти х 25 учеников х 2 варианта),
– методических пособий для учителя – 4 шт. (по 1 на четверть).
Нас часто спрашивают, на сколько лет преподавания рассчитана наша методика? Только ли на начальную школу или также на среднее звено? И на начальную школу, и на средние классы, и обязательно в старших классах. Ибо курс “Информатика в играх и задачах” представляет собой начальную ступень образовательной программы “Новые технологии для нового поколения”, которая интенсивно разрабатывается специалистами Центра довузовского образования МЭСИ. У каждой ступени – свои серьезные цели и задачи. Все они подчинены единому глобальному критерию – вырастить творческую нестандартную личность, органично существующую в информационном обществе и профессионально ориентирующуюся в перенасыщенном информацией мире.
Марианна ЛУКАШЕНКО,
исполнительный директор Центра довузовского образования МЭСИ;
Александр ГОРЯЧЕВ,
руководитель авторского коллектива курса “Информатика в играх и задачах”
Контрольная работа
Вариант # 2
Фамилия и имя __________________
КОРОВА КОТ ВОРОНА СОБАКА
ЯБЛОКО ПОМИДОР ГРУША
МАСЛО ЛИМОН АПЕЛЬСИН
ЧИТАЙ
ВОЗЬМИ КНИГУ
ЗАКРОЙ КНИГУ
ОТКРОЙ КНИГУ
NB!
NB!
В феврале прошлого года состоялась коллегия Министерства образования “О ходе реализации Программы информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг.”, посвященная десятилетию школьной информатики. На нее были вынесены четыре документа рекомендательного характера, в которых отражена позиция министерства относительно роли и места курса информатики в учебно-воспитательном процессе на современном этапе, а также в отношении требований к оборудованию и использованию кабинетов информатики и вычислительной техники.
Разработка этих документов предусматривалась Программой информатизации образования в Российской Федерации на 1994-1995 гг. В отсутствие финансирования программы из федерального бюджета часть работ все-таки была выполнена, и ее результаты предложены к обсуждению на коллегии Министерства образования.
На новом этапе информатизации образования базовый курс информатики в общеобразовательных учреждениях занимает более устойчивое место, и его изучение переносится в основную школу, в 7-9-е классы. В отсутствие утвержденных стандартов предлагаются основные компоненты содержания базового курса, на основе которых формируются региональные учебные программы. Они могут быть произвольного обьема, т.е. охватывать различное число учебных часов, но с обязательным включением тех компонентов содержания, которые приводятся в документе “Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях”. В программах учитываются условия работы в регионе, общая подготовка контингента учащихся, обеспеченность курса компьютерами, учебными и методическими пособиями, наличие квалифицированных учителей и т.п.
В дополнение к документу представлены три варианта региональных учебных программ по курсу информатики, включающие основные компоненты содержания, которые могут послужить некоторым ориентиром для разработки собственной региональной программы.
Этот же документ может лечь в основу программ вступительных экзаменов в вузы по курсу информатики в 1996 году.
Тенденция дальнейшего развития школьного курса информатики – усиление внимания к его общеобразовательным функциям, иными словами, переход от прикладных задач формирования компьютерной грамотности к полноценному общеобразовательному учебному предмету.
В соответствии с утвержденной на коллегии структурой обучения информатике в общеобразовательной школе в течение года продолжалась работа с авторскими коллективами по написанию учебных и методических пособий по базовому курсу “Информатика” (7-9-е классы), пропедевтическому курсу “Алгоритмика” (5-7-е классы) и “Информационная культура” как экспериментального сквозного курса с 1-го по 11-й класс общеобразовательной школы.
В результате были подготовлены следующие новые пособия, получившие положительные рекомендации Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования Российской Федерации. Они вошли в Федеральный комплект учебников на 1996 год:
1. Семенов А.Л., Звонкин А.К. “Алгоритмика”, 5-7 классы;
2. Первин Ю.А. и др. “Информационная культура. Компьютер – твой друг”, 1 класс;
3. Первин Ю.А. и др. “Информационная культура. Компьютер и слово”, 5 класс;
4. Кушниренко и др. “Информационная культура. Кодирование информации”, 9 класс;
5. Кушниренко и др. “Информационная культура. Информационные модели”, 10 класс;
6. Шолохович В.Ф. и др. “Основы экологии и природопользования”, компьютерный курс для 10-11 классов.
Лариса САМОВОЛЬНОВА, главный специалист Отдела информатизации МО РФ
Комментарии