search
main
0

Костыли надо убирать вовремя,. чтобы не пропустить момент, когда человек уже может шагать самостоятельно

​О том, что в 56-й учатся дети с нарушениями слуха, узнала я случайно, мимоходом. Как-то так, через запятую, было сказано, что среди медалистов у них двое ребят, которые пришли в престижную школу с самыми примитивными слуховыми аппаратами, практически без речи. И были приняты, потому что в психолого-педагогическом медико-социальном центре школы нашлись соответствующие специалисты. Быстро выяснилось, что собирать таких детей в одном классе нельзя. Они замыкаются друг на друге и общаются только на своем языке, жестами. А если их разделить, рядом с хорошо слышащими все постепенно начинают говорить.

С развитием слуховой имплантации речь у некоторых выпускников стала звучать почти нормально. Медицина за эти годы быстро уходила вперед, а педагогика запаздывала. Если бы эти дети оставались в своих специнтернатах, до высшего образования они бы не дотянулись. А после 56-й все поступают в высшие учебные заведения. «Коля говорил сначала совсем плохо, – рассказывала своей маме девочка. – Но мы его понимали. Иногда даже учителям переводили его речь!» Результат, может быть, не менее важный, чем успехи в обучении слабослышащих: здоровые дети учатся понимать больных.Специальная помощь слабослышащим – только одна, и не самая масштабная, если так можно выразиться, задача психолого-педагогического медико-социального центра. Он создавался здесь впервые в стране и довольно долго был единственным подразделением такого рода в школе.За восемнадцать лет существования центр прошел разные этапы развития. Сейчас здесь работают 17 человек. Руководитель его – кандидат педагогических наук Елена Меттус – демонстрирует целую библиотеку специальной литературы, созданную в помощь всем, кто имеет отношение к ребенку, который учится. Родителям, учителям, воспитателям, классным руководителям. Многое тут написано, переведено, адаптировано сотрудниками центра. Они собирают по своим темам все новинки, появляющиеся в мире. И привлекают к работе в школе самых крупных специалистов. Сейчас, например, Елена Валентиновна с гордостью показывает расписание, по которому встречается с педагогами Роман Демьянчук – кандидат психологических наук, крупнейший исследователь проблемы эмоционального выгорания учителя.Если человек пришел за советом сам, это уже очень хорошо. Он готов сотрудничать, объективно разбираться в ситуации, искать выход, меняться, наконец. Хуже, когда назревающий кризис не осознается, люди не видят свою роль в нем. Предотвращать такие ситуации призвана специальная диагностика. Передо мной на пяти листах план мероприятий ППМС-центра в рамках системно-ориентированной диагностики в дошкольном отделении, начальной, средней и старшей школах. Тут и анкетирование родителей, и логопедические обследования, беседы с классными руководителями, социометрия, карта наблюдений на уроках, постоянный анализ классных журналов. Особое внимание к пограничным ситуациям, при переходе детей из детского сада в школу, из начальной школы – в среднюю, в старшую. В начальной школе кроме анализа дневничков настроения, разрисованных первоклассниками, родители заполняют анкету «Первая неделя в школе». Во 2-4-х классах обязательная диагностика учебных затруднений, включенности и эмоционального благополучия. Для этого специальную карту заполняют и учитель, и психолог. В средней школе – анкета «Дружный класс. Без агрессии». У девятиклассников к весне проводится «выявление уровня тревожности и стрессоустойчивости», формируются группы на тренинг «ЕГЭ без стресса». Начинается программа «Мой выбор». Я насчитала 24 программы сопровождения и сбилась, потому что начал звонить телефон. В начальной школе проблема. Похоже, там нужно поработать с родителями: развод, раздел, у ребенка истерики. К таким ситуациям лучше сразу отнестись внимательно. Елена Валентиновна берет с собой социального педагога Наталью Снегиреву и отправляется на помощь психологам, которые есть в каждой школе.Понятно, что в таком большом коллективе истории внеплановые возникают часто и отличаются разнообразием. Например, мальчик из очень состоятельной семьи, который никогда не ходил в детский сад или подготовительную группу, привык, что все взрослые вокруг его обслуживают, боятся обидеть. В школу он приезжает на дорогом автомобиле, к учительнице обращается на «ты». Поет на математике, разгуливает по классу на чтении, словом, ведет себя так, что у педагога руки опускаются. Консилиум, собравшийся в ППМС-центре, всегда начинается с тщательного анализа: в каких ситуациях ребенок вел себя более или менее нормально? По крупицам, по мельчайшим деталям складывается некая положительная основа, на которую можно опереться. Главный принцип педагогики успеха не застревать на проблемах, выискивать и развивать достоинства. Оказалось, что даже в случае с маленьким царем можно вспомнить моменты, когда он вел себя прилично. На некоторое время на помощь учительнице приходит психолог. Сидит в классе. Необязательно рядом с этим мальчиком, но обязательно реагируя на его выходки. Иногда есть смысл дать ребенку тайм-аут. Отвести его в отдельный кабинет, дать возможность побыть одному. Подумать. Без крика и унижений, доброжелательно, сочувственно.Опора на лучшее в человеке помогает в работе с проблемными детьми всех возрастов. Девятиклассница запустила учебу, прогуливает уроки, обманывает родителей, избегает встреч с классным руководителем. Разговор с ней начинается с вопроса: что ты хочешь сама? Хочешь ли и дальше учиться в этой школе? Как правило, они хотят. Тогда, говорят ей, собираем консилиум. Берем ручку и бумагу. Пишем план действий пошагово. На сегодня, на завтра. Составляем документ за подписью всех участников. Все очень серьезно. Девочке предлагается выбрать самой, кто будет контролировать исполнение. Иногда это бывает педагог. Иногда – друг. Чаще – психолог. Выбираются способ контроля и периодичность. Например, ежедневный отчет в ППМС-центре. Любой сбой, невыполнение – и снова собирается консилиум. Никаких угроз. Только поддержка. Вплоть до того, что если дома нет условий, ребенок на время может переселиться в социальную гостиницу. Там свои психологи. Есть с кем поговорить.Важно не переборщить с опекой. Нужно вовремя убрать костыли. Снять контроль как раз в тот момент, когда у человека появляется вкус к новой жизни и успех становится вполне реальным. Пусть дальше шагает сам. Иначе он не окрепнет, так и будет искать поддержки, сочувствия. «Школа должна не просто помогать, но учить человека самостоятельно справляться с любыми проблемами, которые предлагает ему жизнь», – подчеркивает Елена Меттус, чтобы мне не показалось, что тут у них просто пункт своеобразной скорой помощи. Участвуя в постоянных опросах, заполняя дневники и психологические карты, обдумывая ответы, все участники этого процесса, безусловно, становятся грамотнее в вопросах психологии. Учатся наблюдать, анализировать, осознанно выбирать стратегию собственного поведения, корректировать свой путь.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте