На днях британское министерство образования благословило на жизнь очередную новацию: в школьные классы в помощь учителям будет привлечено полсотни тысяч так называемых суперассистентов. По оценкам экспертов, тем самым будет осуществлена наиболее значительная реформа “классных порядков”, или, иными словами, организации и проведения уроков в классе за последние тридцать лет.
Цель операции “суперассистент” – разгрузить перегруженного учителя, возложив на плечи помощника часть его забот, а в случае отсутствия учителя на уроке – и заместить его. Предполагается, что армия помощников перетянет на себя “одеяло” примерно двадцати пяти функций, которые сегодня переполняют раздутый “портфель” нагрузок основного педагога. Каких именно? Например, снятие ксерокопий с учебных материалов. Негоже, как полагают реформаторы, отвлекаться учителю и на поддержание дисциплины в классе – дирижирование порядком может и должен взять на себя ассистент. Одним словом, помощник возьмет на себя все техническое и побочное, высвободив силы и время преподавателя для исполнения главных и прямых учительских обязанностей: на подготовку к уроку, проверку домашних заданий и проставление оценок, на изучение министерских методичек и т.д.
Трети всех ассистентов, рекрутируемых в рамках кампании “пятидесятитысячников”, будет оказано высокое доверие самостоятельно вести уроки в случае отсутствия учителя в классе. Почему только трети? Потому что не все ассистенты окажутся и в самом деле “супер” – то есть не всем им достанет квалификации для преподавания предмета. В пору задать вопрос: а кто он вообще-то по своей квалификации, этот самый ассистент? Это, как правило, специалист с высшим образованием или с незаконченным высшим, но не имеющий так называемого статуса квалифицированного учителя (он автоматически получается теми, кто заканчивал педагогические факультеты университетов). Тем же, кто не получил педагогического диплома, но обучался в университете по одной из тех дисциплин, что преподаются в школе, можно получить педагогическую специализацию на годовом аспирантском курсе. Таким образом, учитель в Англии – так было во всяком случае до недавнего времени! – это педагог-профессионал, а не пришедший в школу специалист со стороны.
Так было – но так перестает быть. Катастрофическая нехватка учителей и беспрецедентная текучка преподавательских кадров, переживаемая британской школой в последнее пятилетие, привели к заметному снижению планки требований к тем, кто претендует занять учительскую вакансию. По данным на начало нынешнего учебного года, 7 тысяч 600 преподавателей в школах страны уже допущены к работе без статуса квалифицированного учителя. Пять лет назад без него трудились в школах лишь 2 тысячи 300 человек. Что же касается ассистентов учителя, то ими становятся и те, кто до школы работал воспитателем в детских садах или техническим ассистентом в школе, не связанным с преподавательской деятельностью.
Недопустимость восхождения “неквалифицированных” на учительскую кафедру и является главным аргументом противников привлечения в британские школы армады суперассистентов. Таких противников между тем большинство: 56 процентов участвовавших в опросе телеканалом “Sky News” зрителей высказались против подобной “операции”. Без большого энтузиазма относятся к данной затее правительства и учительские профсоюзы, усматривающие в слишком широких полномочиях ассистента угрозу подрыва авторитета учительской профессии. Далеко не все, надо признаться, сочувствуют британскому учительству, считая, что прямая обязанность школьных преподавателей – учить детей самостоятельно, “от и до” и уж, конечно, без всякого “костыля” в лице ассистентов. С точки зрения миллионов представителей иных профессий, 12-недельный отпуск учителей и фактически шестичасовой рабочий день (имеется в виду время пребывания в школе) – весьма завидные условия труда, о которых многим, имеющим 4 недели отпуска и девять часов рабочего дня, приходится только мечтать. На подобные завистливые аргументы учителя, как правило, отвечают одним: вот и идите сами работать в школу! Знакомый мотив, не правда ли?
Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
Комментарии