Каким сегодня должен быть фильм, чтобы зрители сочли его захватывающим, уникальным и даже вечным? Казалось бы, показано уже все: насилие, перестрелки, аферы, скопированы все второсортные американские киносюжеты. От череды «Бумеров» и сопутствующих им товаров скрыться некуда. Всюду продается нереальность, с претензией выдаваемая за нашу жизнь, именно продается, потому как назвать современные фильмы бесценным произведением искусства язык не поворачивается. Это именно товар.
Между тем уникальность романтической молодежной истории «КостяНика. Время лета», поставленной дебютантом большого кино Дмитрием Федоровым по книге детской писательницы Тамары Крюковой, как ни странно, – в естественности показанных чувств и жизненной правде. Премьера картины для московского зрителя состоялась недавно в Московском доме кино, между тем как стартовал фильм в кинотеатрах Ханты-Мансийска в рамках фестиваля «Дух огня». На фоне «экшенов» забытая и давно неподвластная современным кинодельцам поэзия первой детской любви воспринимается как смелый режиссерский шаг и тем более альтруистическое вложение денег.
Почти пасторальная, зародившаяся между Костей и Никой платоническая любовь возвращает в искусство классические традиции буколик с присущей им неискаженностью чувств и желаний. Тем более стоит обратиться к классике, когда разговор идет о самом нежном – о чувствах детей. Некоммерческая, а потому редкая тема для экранизации, согласитесь. Но постановщик Дмитрий Федоров не пошел на сделку с совестью ради быстрой славы и легких денег и начал кинокарьеру с детской темы. Впрочем, у него были высокие образцы для подражания. «КостяНика» – это сложение имен главных персонажей, в духе «Ромео и Джульетты».
В основе истории – дружба проводящих лето на даче в Подмосковье 15-летних Кости и Ники, в которых каждый подросток, хоть раз живший долгие летние месяцы в окружении леса, огорода и деревянных избушек, с легкостью узнает себя. Костя любит «хэви-металл», бегает в компании деревенских ребят и влюбляется сначала не в ту девчонку, которая способна была бы понять и оценить его. Образ Верки – вульгарной и глуповатой сельской модницы-интриганки с огромными пластмассовыми сережками в ушах, сожженными перекисью волосами – тоже весьма распространен в жизни и потому будет знаком.
Роль главной героини Ники исполняет юная театральная актриса Ольга Старченкова. Ее Ника – симпатичная, рыжеволосая, загадочная девочка.
Ника – дочь богатого московского художника Иванова, выстроившего дачу за высоким забором. Ника прикована к инвалидной коляске и не может ходить, а потому она излишне капризна, своенравна и бесконечно ранима.
Косте предстоит решить и другую, более серьезную задачу: как вернуть Нике веру в людей, Нике, с детства видевшей равнодушие отца и пережившей смерть матери, Нике, раньше срока отчаявшейся научиться жить со своим недостатком или даже победить его совсем. Но сила Кости в том, что он ни минуту не усомнился – Ника встанет на ноги и сделает первый шаг, и шаг этот будет к Косте.
Через призму любви оценивает Костя и поведение надменной и хамоватой Никиной сиделки: «Мне вас жалко. Вас никто не любит», – заключает он. Детская любовь вынуждена противостоять испорченности взрослых. Никин отец подозревает Костю в корыстных целях и охоте за деньгами, но он оказывается посрамлен, когда Ника устремляется на защиту Кости от оскорбительных обвинений отца и в этот момент по великой любви своей получает вознаграждение – делает самостоятельный шаг.
Стоит отметить талантливую операторскую работу, модную сейчас клиповость, наполнившую фильм динамичностью, столь близкой молодому зрителю, и своеобразный операторский взгляд на обычные предметы вроде колодезной воды в ведре, но увиденной с непривычного ракурса.
Комментарии