В прежние годы 1 апреля только-только начиналась запись детей в первый класс. Нынче она была практически закончена много раньше. Почему так произошло, рассказала заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития Ольга ГОЛОДЕЦ.
– Ольга Юрьевна, год за годом в Москве традиционно 1 апреля принимали в первые классы, а в этом году появились новые правила. Почему и что это за правила? – Прием в первый класс в этом году стал нашим инновационным проектом. Почему мы к нему пришли? Когда мы утверждали программу «Столичное образование на 2012-2016 годы», Правительство Москвы сделало особый упор на качество образования. Мы качественное образование назвали для себя московским стандартом, выработали не только критерии для оценки столичного образования, но и некоторые всем понятные шаги в направлении, в котором нужно двигаться, чтобы постоянно приближаться к этому стандарту. Наша задача теперь заключается в том, чтобы каждый московский школьник получил образование на самом высоком современном уровне, поскольку столица готова к этому и с точки зрения квалификации педагогов, и с точки зрения насыщенности города различными учебными заведениями. – С какого момента столица начала решать эту сложную задачу?- Все началось с того, что в прошлом году мы отказали одной из государственных школ в аккредитации, это была неожиданная история для всей системы образования, она заставила многие школы провести ревизию своего образовательного процесса. При этом были выделены около 80 школ, которые составили свой график развития, нам сегодня приятно отметить, что многие из этих школ действительно сделали серьезный скачок, в этом году они смогли набрать детей в первый класс, и мы надеемся, что они существенно и в лучшую сторону изменят свои позиции в рейтинге столичных школ. – Рейтинг школ еще одно новшество в столичном образовании. Он всерьез и надолго?- Да, и с ним связано присвоение грантов от имени Правительства Москвы – серьезный шаг в развитии и повышении качества московского образования. Рейтинг в этом году сохранится, но по предложению экспертного совета будет расширено число показателей. Если в прошлом году мы считали только результаты выпускных экзаменов – ЕГЭ, количество победителей олимпиад, если в поле нашего зрения попадали только выпускники 11-х классов, то теперь предложено (и мы с удовольствием пойдем на это) оценивать и результаты обучения в четвертых, седьмых классах, а также ГИА. То есть мы будем оценивать некие промежуточные результаты, чтобы понять, что эта школа сильна не только старшеклассниками, что все ступени в этой школе выстроены продуманно и довольно сильны. Мы за рейтинг, потому что сразу видим по абсолютно объективным счетным показателям, кто дает хорошие результаты с точки зрения образования, а кто, скажем так, плетется в хвосте. У нас, как известно, в прошлом году были определены 85 явных школ-лидеров, порядка 500 школ с хорошими устойчивыми результатами работы, но были обозначены и аутсайдеры.- По отношению к столичному образованию слово «аутсайдер» применимо? – А как иначе назвать школы, которые имеют слабые образовательные результаты, к которым мы не можем предъявлять такие же требования, как к обычным школам? Нужно понимать, что московские стандарты адресованы в первую очередь обычным общеобразовательным школам и результатам их работы. Отношение москвичей к этим школам выявилось особенно ярко в процессе электронной записи детей в первые классы. Мы понимали, что фактически эта система – система гражданского признания школ. То есть электронная запись стала по сути гражданским рейтингом наших образовательных учреждений.- Споров было много – стоит ее вводить, не стоит. Сегодня уже можно подвести некоторые итоги и определить, кто был прав в этом споре, а кто нет?- Мы удовлетворены тем, что этот рейтинг практически совпал с тем учебным рейтингом, который был представлен осенью 2011 года, мы солидарны с гражданским обществом и родителями, которые категорически не захотели вести своих детей в так называемые слабые школы. То, что на сегодняшний день 82 школы не смогли набрать первые классы, серьезный сигнал московскому образованию для анализа ситуации. Это то, что предстоит сделать за короткий промежуток времени, ибо необходимо принять меры по тем конкретным школам, в которые родители не захотели привести своих детей. Возможно, до начала учебного года они еще наберут недостающих учащихся, но в любом случае уже сейчас в эти школы будет выезжать комиссия и выяснять причины недобора. Мы должны определить, как будут развиваться эти школы, могут ли они существовать вообще, только после этого будет решаться судьба этих учреждений. Вместе с тем нам приятно, что у московского образования сформировались точки роста, что сегодня 30 школ, в которые родители предпочитают отдавать своих детей и которые показывают стабильно хорошие результаты, получили другие возможности для своего развития. Им передают здания, для них в приоритетном порядке идет оснащение младших классов необходимым оборудованием, для этих школ сегодня созданы все условия. Этот опыт мы считаем правильным, так как мы должны совпасть по взглядам с обществом и консолидированно действовать для того, чтобы повысить качество нашего образования.- Но школ в Москве не 30 и даже не 300, а все 1500. Как же во все эти школы записывали будущих первоклассников, каковы итоги приема по новым правилам?- К идее электронной записи, напомню, мы пришли в прошлом году, после того как Москва пережила первое апреля, когда родители жгли у школ костры, ночевали, стояли в очередях, составляли списки. Все это абсолютно недостойно нашего города, идет вразрез со всеми современными системами, которые есть в столице. Поэтому Правительство Москвы и приняло решение обеспечить в этом году электронную запись в первый класс. За лето 2011 года все школы были подключены к высокоскоростному Интернету, объединены в единый информационный узел, система в тестовом режиме работала в сентябре, а 15 ноября она стала работать на город Зеленоград, где в пилотном режиме начались запись будущих первоклассников и учет заявлений их родителей. Сегодня мы можем говорить о конкретных результатах: на 28 марта было подано 77177 заявлений, подавляющее большинство которых (76890) уже принято. Родители отдали детей в те школы, в которые они считают нужным их отдать, которые они считают предпочтительными. Система стала открытой, прозрачной, родители подают заявление, находясь дома и так делая свой выбор.- Давайте немного подробнее поговорим о выборе. Какой, собственно говоря, может быть выбор у обычной семьи в этом случае?- У родителей есть три опции. Первая – обязательная – ближайшая школа к месту прописки. Туда ребенка должны принять обязательно. Если по каким-то причинам родители не согласны с тем, чтобы их ребенок учился в той школе, которая находится по соседству во дворе, то у них есть еще пара опций – право дополнительного выбора двух школ. Часть родителей выбрали исключительно те школы, которые находятся во дворе дома, где они живут. Их дети тут же получили места и были зачислены в эти школы. Все остальные родители ходили на собеседования в те дополнительные школы, которые выбрали. Еще раз подчеркну: мы дали возможность всем родителям выбрать ту школу, образование в которой они считают предпочтительным для своих детей. Наш главный принцип при наборе в школу – выбор за родителями, и так теперь будет всегда. Всех желающих в этом году взяла даже считающаяся самой брендовой 57-я школа. Тема «Не смог записаться в хорошую школу» в Москве больше не актуальна. Поэтому на сегодняшний день комплектование первых классов практически завершается. До первого сентября будут приходить родители – кто-то живет не в городе, а приедет к началу учебного года, у кого-то иные обстоятельства, так что запись продлится до начала учебного года. Впереди запись в негосударственные и коррекционные школы. С их учетом общее число первоклассников в московских школах в новом учебном году достигнет 84 тысяч. – Какую школу для ребенка лично вы считаете самой лучшей?- Как мама и бабушка, я имею, конечно, свой взгляд на этот счет. Считаю, что для малыша принципиально важна близость школы к дому. Малыши настолько устают от дороги, от транспорта, что, если родители выбрали для них даже какую-то самую замечательную школу, ребенок не сможет освоить программу только потому, что устает. Поэтому, думаю, тут важен взвешенный подход родителей к выбору школы. Вообще выбор школы очень индивидуальное занятие, потому что в Москве дети идут к определенным педагогам, к определенным специализациям, и, наверное, начиная с седьмого-восьмого класса, у каждого ребенка должна появиться своя школа, которую выберут и он, и его родители. Думаю, лучшая школа та, где ребенок чувствует себя комфортно, та школа, которая ведет именно этого ребенка к его успеху. – Скажите честно: работа по записи в первый класс в новом варианте оказалась очень сложной? – Непростой. Но я должна сказать спасибо всем родительским комитетам, родительским советам, отдельным семьям, потому что система записи в первый класс была бы нереализуемой, если бы нам в фактически ежедневном режиме не помогали жители города. Родители нам многое подсказывали, и только такое взаимодействие поможет вывести систему столичного образования на новый уровень. Нам задавали иногда такие вопросы, которые раньше в системе никогда не возникали. Вместе с каждым обращающимся мы решали новые и новые задачи. Например, в ходе записи в первый класс мы обнаруживали, что некоторые дома имеют два адреса, и шла фактическая выверка этих адресов. У нас оказались дети, которые прописаны не в жилых помещениях, а, скажем, на рынках, и было непонятно, где живут. Это самая сложная часть наших детей, это, как правило, дети мигрантов, которые имеют в Москве временную регистрацию, но эти дети имеют полное право на обучение в московских школах. Они изначально должны быть взяты под особый контроль социальных служб, под опеку школ и всех наших социальных органов.- Будут ли принимать в школы детей, живущих в Подмосковье и не имеющих даже временной регистрации в столице?- Это, пожалуй, самый сложный вопрос. В бюджете города на их обучение попросту не заложены средства. Однако мы ищем выход, ведем переговоры с Московской областью об обучении детей из Москвы в области и наоборот. Я думаю, соглашение будет достигнуто.- А дети с территорий, присоединенных к Москве, имеют право поступать в московские школы?- Вне всякого сомнения.- Не секрет, что многие родители не хотят отдавать своих детей в те школы, которые размещаются в старых зданиях, скажем довоенной постройки, и не отвечают современным требованиям. Все хотят, чтобы дети учились в новых, современных зданиях, с зимними садами, бассейнами, просторными и хорошо оборудованными классами. Что правительство планирует делать с этими старыми зданиями, поскольку выстроить новые сразу для всех москвичей нереально?- Конечно, у нас есть очень серьезная программа реконструкции и капитального ремонта тех школ. Например, есть известная школа имени Твардовского, мы обязались ее за год построить, и к первому сентября она войдет в строй. Те ветхие школы, школы, которые находятся в неудовлетворительном состоянии, стоят под снос. Это очень серьезная ситуация, мы ее учитывали, когда принимали решение о записи детей в первый класс. Эти школы, по которым мы готовим проекты, в соответствии с которыми они пойдут под снос и на их месте возведут новые, первые классы не набирали. По всем остальным капитальные и текущие ремонты предусмотрены. Если ремонт проведут без закрытия школы, то у такой школы всего два-три месяца будет для того, чтобы сделать этот ремонт. Но я согласна, что хорошая школа – это прежде всего хорошее хозяйство, где чисто, добротно, где нет разваленных парт. Когда средства выделяют, программы готовят, то для того чтобы вовремя и быстро был проведен ремонт, приведена в порядок школа, важна активность руководителя школы. – Что же все-таки будет с теми школами, которые не наберут первые классы?- Судьбу каждой решит специальная комиссия. Однако многие будут закрыты, их здания переданы одной из близлежащих школ-лидеров. Пока таким образом расширились всего две школы – № 57 и № 548. Но за ними уже выстроилась очередь: брендовые школы с правом претендовать на расширение есть в каждом округе Москвы, а их общее количество превышает три десятка. От руководителей некоторых так называемых слабых школ уже поступают предложения о присоединении к сильным школам. Но пока об объединении говорить рано, во-первых, такое решение должно быть принято обоюдно руководством и той, и другой школы, во-вторых, процесс объединения не линейный: директор сильной школы должен осознать глубину проблемы, фактически протестировать всех педагогов присоединяемой школы, понять, какие в той школе есть сильные начала, что там стало препятствием для развития. Это серьезный процесс, поэтому инициативы по объединению мы рассматриваем только тогда, когда два директора – сильной и слабой – приходят вместе и говорят, что они к этому готовы. Такие прецеденты сегодня уже есть. Есть слабые школы, в которые уже пришли новые молодые директора, есть школы, которые пока не определились, как будут развиваться, но у системы образования есть возможность поработать с каждой школой и понять перспективы ее развития.
Комментарии