Путь в начальники всегда примерно один: от школьного учителя через должность заместителя и директора к работе в управляющем органе образования, а со временем и руководство им. Ольга Фадеева стартовала в системе образования с позиции вожатого. А можно взять точку отсчета еще более раннюю – третий секретарь комитета комсомола педагогического вуза. Затем все те же ступени: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, директор школы №168 г. Екатеринбурга. Заместителем начальника отдела образования администрации Верх-Исетского района г. Екатеринбурга Ольга Вадимовна проработала 6 лет и последние годы возглавляет его.
Что меняется при переходе от одной ступени управления образованием к последующей? Охват проблем, уровень задач. Остается главное – опора на человека. В 168-й научным руководителем-единомышленником, продуцирующим и воплощающим конкретные идеи, для директора и педагогического коллектива являлся профессор Уральского государственного педагогического института Юрий Степанович Бродский. В районном отделе коллектив уже был создан, и важным стало найти точки соприкосновения с конкретными людьми, нацелить их на общие задачи. Сохраняется у Ольги Фадеевой и интерес к инновациям. В школе при ней стартовал проект «Педагогизация школьной среды», действующий и сегодня. Суть его в том, что общеобразовательное заведение во многом становится центром социума микрорайона и для педагогов, и для детей, и для родителей.В отдел образования Ольга Вадимовна пришла в годы активной перестройки системы, введения ЕГЭ, обновления федеральных стандартов, проекта «Наша новая школа». «Скучно не было, – говорит Ольга Фадеева, – круговорот событий ускорялся, объем дел разрастался». Она работала с педагогами, подавшими документы на участие в приоритетном национальном проекте «Образование», мотивировала тех, у кого накоплен достаточный опыт, но не созрело желание поделиться им. В итоге сегодня Верх-Исетский район – один из лидеров по числу победителей профессиональных конкурсов разных уровней и среди учителей, и среди учебных заведений. А вообще Верх-Исетский район Екатеринбурга на образовательной карте страны выглядит как не самый мелкий город. Здесь 80 образовательных учреждений: 25 школ, три учреждения дополнительного образования, 50 детских садов. 17 тысячам учеников дают знания около двух тысяч учителей. В первый класс в этом году отправились 1850 ребятишек.- Ольга Вадимовна, как прошел набор первоклассников? Раньше вокруг записи в элитные учебные заведения складывались конфликтные ситуации. В этом году родители не жгли ночами костры перед школами?- Обошлось без эксцессов. С прошлого года в районе реализуется проект сетевого взаимодействия школ по образовательным ступеням: в одной из них сохраняется лишь начальная ступень, в других – основная и средняя. Поясню, что это и почему возникла такая необходимость.В центре Екатеринбурга в шаговой доступности друг от друга находится несколько школ, одни чрезвычайно популярны у родителей, другие пользуются меньшим спросом. Гимназии №9 и №2 – учреждения повышенного статуса, в первой выстроена система работы с талантливыми детьми, вторая является лингвистической, с углубленным изучением иностранных языков. В эти школы стремятся все.Хочу сказать, что не только в России папы и мамы так страстно желают отдать ребенка в учебные заведения повышенного статуса. Подобное происходит и в других странах, возле передовых школ родители разбивают палатки в период записи. У нас же граждане нашли свой путь решения проблемы – «покупка прописки». Вот и получилось, что в гимназии №2 вместо двух первых классов набрали шесть, и никому нельзя отказать, так как люди идут «по месту жительства». Плюс другая проблема. Начальная школа той же «двойки» много лет располагалась в здании бывшего детского сада. Условия для младших школьников здесь созданы комфортные, но областная программа расширения сети детских садов требует использовать помещения по первоначальному назначению. Здание должно быть освобождено к началу следующего учебного года. Получается, площади гимназии резко сократятся – количество обучающихся увеличится. Чтобы удовлетворить образовательные потребности детей микрорайона и сохранить специфику учреждений, был разработан проект сетевого взаимодействия школьной сети по ступеням и направлениям четырех учебных учреждений. В принципе мы ничего нового не открывали, подобная система действует в ряде мегаполисов. В трех гимназиях (№9, №2, №202) начался процесс сворачивания начальной школы: дети доучиваются, переходят в среднюю ступень, а новый набор в начальную не осуществляется. В то же время на базе школы №69 создается ресурсный центр, или центр начального общего образования. К 2020 году там останутся классы с первого по четвертый, сюда уже перешли многие педагоги из соседних гимназий. Пройдя первую школьную ступень в 69-й, дети смогут поступить в гимназию или любую школу по месту жительства с учетом проявившихся интересов и способностей. Разделив ступени, мы сможем для каждой из них создать комфортную атмосферу, оптимальные условия для обучения в зависимости от возрастных особенностей детей.В школе №184 пошли еще дальше, присоединили дошкольную ступень образования. Первый этаж недавно отремонтированного здания отдан под детский сад на 50 мест.- Удается ли, решая школьные проблемы, попутно справляться и с проблемами дошкольного образования?- Очередь в детсады пока сохраняется: район активно застраивается, много молодежи. Но немало делается и для того, чтобы все дети имели возможность получить образование на самой первой ступени, дошкольной. В прошлом году сдали три детских сада. Недавно произошло радостное событие, настоящий праздник – открылся детский сад №44 в огромном районе-новостройке Академический. 175 малышей пришли в новые группы с новыми игрушками и новой мебелью. Специальные кроватки, спортивный зал с особым покрытием, пищеблок оснащен по последнему слову техники. Мы гордимся, что все воспитатели имеют высшее педагогическое образование. Пройдя по саду, мы задумались о том, что функциональные службы подобного уровня способны создать комфортные условия для большого количества детей, есть смысл строить более крупные дошкольные учреждения в несколько этажей.- Ольга Вадимовна, вы упоминали о круговороте жизни в образовании. В каждый конкретный момент на первый план выходят определенные задачи. Что для вас является самым важным сегодня?- Первый блок задач связан с тем, что в сентябре вступил в действие новый Закон «Об образовании в РФ». Значит, в ближайшее время необходимо привести всю нормативную базу образовательных учреждений в соответствие с этим законом. Это тяжелый труд.Второе, все большее количество школ, детских садов, учреждений дополнительного образования должны становиться автономными образовательными учреждениями (пока их десять). В этот статус перешла школа №184, на ее опыте учились, ее результаты мотивировали остальных. На сегодняшний день все учреждения повышенного статуса, а также несколько детских садов района перешли в автономию. Такая организационная форма дает свободу, возможность выбора стратегии, привлечение дополнительных ресурсных потоков.Третья задача – приведение системы повышения квалификации в соответствие с положениями нового Закона «Об образовании в РФ». Теперь каждый педагог должен проходить курс повышения квалификации раз в три года, а не в пять, как раньше, подтверждая тем самым свой профессиональный уровень. В районе действует информационно-методический центр «Развивающее образование». Название придумала Валентина Афанасьевна Елькина, известный в Екатеринбурге методист, память о которой останется надолго: многие педагогические, управленческие идеи пришли от нее. Наш информационно-методический центр получил лицензию на десять программ повышения квалификации педагогов. Педагоги школ и детских садов могут без отрыва от производства, близко от дома или места работы пройти обучение в центре. Конечно, они могут учиться и в Институте развития регионального образования, и в Педагогическом университете, но туда сложнее попасть и попросту дальше ехать. Еще один плюс повышения квалификации в районном центре: у нас разработана программа не только обучения, но и годичного сопровождения, в которую входят открытые уроки, их анализ коллегами, заслуженными методистами. Четвертая задача – доведение заработной платы педагогических работников до нормативных показателей. Последние цифры такие. Средняя зарплата в школах района по всем категориям работников – 27 тысяч рублей, педагогов – 29,5 тысячи рублей, с классным руководством – 32,3 тысячи рублей. Средняя зарплата педагогов детских садов – 22,7 тысячи рублей. Есть малобюджетные школы, где доходы сотрудников ниже по объективным причинам. Есть вечерняя школа, которую мы сохраняем принципиально, так как образование необходимо получать и в 28, и в 30 лет. Сегодня все большее число людей понимает, что без образования человек не может построить успешную трудовую жизнь.- Когда человек возглавляет школу, он «болеет» исключительно ее интересами, когда возглавляет образовательную систему района, его приоритеты, очевидно, меняются. Общее становится важнее частного?- Важно и общее, и частное. В муниципалитете действуют несколько проектов и программ: «Екатеринбургская школа «Пять звезд», «Развитие образования в городе Екатеринбурге», мы все работаем в их русле. Но при этом инициатива поощряется. Мы за то, чтобы каждое учебное заведение вело свою инновационную линию, вкладывая в это максимум усилий. В итоге общая картина получится ярче, динамичнее.- Ольга Вадимовна, на ваш взгляд, управленцами рождаются или становятся?- Я из учительской династии, насчитывающей уже больше ста лет. Можно сказать, и из управленческой династии тоже: родители были педагогами и руководителями. Наверное, основное качество, которое было унаследовано мной, своеобразный «менталитет семьи», – это ответственность. Чиновником и стать, и быть достаточно сложно, не у всех получается. Слово не в чести у многих. Но оно подразумевает большую ответственность за действия не только собственные, но и других людей, целых коллективов. Это требует массу сил и времени.Екатеринбург
Комментарии