Термин «дополнительное образование» появился в 1992-м, сменив привычное название «внешкольные формы работы». Помните известное «как вы яхту назовете, так она и поплывет». «Дополнительное» – значит необязательное, довесок к чему-то. Примерно такие мысли роились в моей голове накануне встречи с председателем Совета директоров учреждений дополнительного образования России, директором Федерального центра детско-юношеского туризма, доктором педагогических наук Юрием Константиновым. Не буду утомлять читателя перечислением всех «регалий» активного поборника здорового образа жизни, большую часть жизни проводящего в походах, соревнованиях, поездках.
– Пусть вас не пугает название. Термин «дополнительное образование» позволил уравнять наших педагогов в правах со школьными учителями. Ведь раньше педагоги дополнительного образования были просто руководителями кружков. А это уже другой статус.
Юрий Сергеевич приводит сразу в начале беседы этот веский аргумент. И я с ним соглашаюсь. Сегодня 400 тысяч педагогов работают в системе дополнительного образования. Немалая армия. Созданный три года назад Совет директоров, возглавляемый Константиновым, одной из главных задач ставит защиту и поддержку своих кадров в условиях реорганизации многих учреждений дополнительного образования. Сейчас совместно с Министерством образования и науки работают над новым положением об учреждениях дополнительного образования.
Юрий Сергеевич убежден, что детский туризм будет жить всегда. Это тот вид деятельности, который помогает решать многие задачи.
– Помните в сказке Шварца хорошо сказано: детей надо баловать, тогда из них вырастут настоящие разбойники, – шутит Константинов. И уже серьезно продолжает: «Наши дети сегодня растут потребителями. Их мало учат трудовым навыкам. А возьмите детей в поход, и сразу понадобятся различные умения, ведь педагог один не может и палатку ставить, и костер разжигать, и готовить еду. Туристы обязаны трудиться. Но вся беда в том, что сегодня из школ ушли мужчины. А как правило, именно они были нашей основной опорой в туристском деле. Кто сегодня водит детей в походы? Не секрет, что идет сокращение массового туризма в школе. Но в то же время за счет учреждений дополнительного образования, в которых в основном работают наши же воспитанники, детский туризм продолжает развиваться. Мало того, у нас нет «старения кадров», наоборот, с каждым годом все больше молодых, талантливых педагогов мы видим на наших Всероссийских туристических слетах.
– Я знаю, что учительские слеты – инициатива вашего Центра. Сегодня, когда школьные учителя озабочены тем, как выжить, работают на две ставки, до туризма ли им?
– Да, вы правы, учитель сегодня все больше становится урокодателем. Зачем ему туризм? Но я тут категоричен. Туризм нужен. С его помощью учитель может решить многие педагогические задачи. Что такое отправиться в поход с ребятами? Это значит воплотить педагогику сотрудничества в жизнь. А разве литератору, географу, историку, биологу не помогают походы? Краеведение, изучение местности, поход по местам боевой славы, встречи с ветеранами и многое другое входит в понятие «педагогический туризм». Да одно краеведение решает многие задачи по воспитанию детей. В этом году около семисот работ участников Всероссийской конференции туристско-краеведческого движения «Отечество» прислано в наш Центр. Регулярно мы проводим краеведческие конференции, отбираем лучшие материалы для публикации. Осенью проходят краеведческие олимпиады. Туристско-краеведческая деятельность развивает физически, закаляет духовно, воспитывает…
– Убедили, – смеюсь я, зная увлеченность своим делом моего собеседника. О туризме Юрий Сергеевич может говорить бесконечно. Сам он с малых лет «заболел» походами. Добился немалых высот в таком виде, как спортивное ориентирование.
«Вся жизнь – поход». Книгу под таким названием я, помню, прочла на одном дыхании. Ее написал один из единомышленников Константинова – Виктор Дихтярев.
Вся жизнь – поход. То же самое могут сказать о себе многие педагоги дополнительного образования. Сегодня в регионах работает 410 станций юных туристов. Все они делают нужную и важную работу. Конечно, в их деятельности есть своя «особинка». В Мурманске, к примеру, в Центре детско-юношеского туризма, помимо походов, популярностью пользуется такое спортивное направление, как рыболовство. В Ростове Великом массовое увлечение ребят – спортивное ориентирование.
– Главная наша ценность – это кадры, – подытоживает беседу Константинов. Расскажу про недавний случай. Пришел ко мне недавно устраиваться на работу наш бывший сотрудник – мастер спорта. Уходил от нас в бизнес. Семь лет зарабатывал деньги. Перезванивались с ним. Все говорил, что тянет на прежнюю работу с детьми. Теперь пришел, мол, программу свою выполнил, купил квартиру семье, хочу заниматься любимым делом.
Комментарии