Собираясь в техникум космического приборостроения, я уже представляла, что увижу в учебных аудиториях и холлах макеты нынешних и будущих космических кораблей. Обнаружила же лишь портреты наших космонавтов да просторные коридоры – хоть футбольные соревнования в них устраивай.
Это вы! Хорошие времена для нашего техникума давным-давно канули в Лету. А ведь когда-то у нас было 5 базовых предприятий, занимающихся и ремонтом, и оснащением наших лабораторий и мастерских, – с грустью сообщает мне директор техникума Николай Казалин, – наши преподаватели получали 20-процентную надбавку к зарплате за принадлежность к ракетно-космическому приборостроению. Сейчас же только 15 процентов наших выпускников идут работать на предприятия, связанные с космосом. Это прежде всего Российский институт космического приборостроения, НИИ точных приборов и ОКБ при МЭИ.
Так что наше название скорее символическое, чем отвечающее реальности. Между прочим, – продолжает Николай Тимофеевич, – приказ об организации нашего тогда еще электромеханического техникума был подписан самим Молотовым в декабре 44-го года. Мы долгое время были закрытым учебным заведением – еще бы, ведь готовили кадры для радиолокационной промышленности.
– А сейчас каким профессиям обучаете?
– Мы набираем ребят по пяти специальностям, была, кстати, и шестая – героскопические приборы, но уже несколько лет подряд не можем сделать на нее набор, наверное, потому что даже взрослые люди не знают, что это такое, не говоря уже о подростках, размышляющих после 9-го класса, куда же пойти учиться.
– А какой факультет наиболее престижный?
– На ура у нас идет специальность “вычислительные машины, комплексы, системы и сети”, не меньшей популярностью пользуется “программное обеспечение вычислительных машин и автоматизированных систем”. Кроме того, у нас есть еще факультеты радиоприборостроения, микроэлектроники и полупроводниковых приборов, а также система автоматизированного управления.
– Не секрет, что бюджетных денег не хватает, а вам наверняка хочется приобрести новое оборудование для мастерских и лабораторий, дать возможность преподавателям, особенно молодым, заработать хоть какие-то дополнительные деньги. Есть ли у вас какие-то свои механизмы выживания?
– Начинали мы с аренды, сейчас она отошла на второй план. Кстати, сдаем мы только чердаки и подвалы и ни в коем случае не аудитории, их и так нам не хватает. Приходится заниматься в две смены. Куда больше денег – до 4 миллионов рублей в год – нам дают платные образовательные услуги.
– Какие именно?
– Замечу, что платная группа у нас всего одна – на факультете программного обеспечения. И знаете, преподаватели жалуются: очень трудно работать с этими ребятами, во-первых, у них уровень знаний намного ниже, а претензий к преподавателю хоть отбавляй. Поэтому дополнительные деньги мы зарабатываем в основном за счет различных курсов – “основы менеджмента”, “основы компьютерных технологий”, “авторизированный курс по бухучету “1С”, платный семинар “спутниковое и кабельное телевидение”. Благодаря им наши ребята приобретают еще одну профессию, а значит, будут более востребованными на рынке труда. Кроме того, все желающие могут пройти серьезный курс английского языка. Обучение у нас идет по оксфордским учебникам, по окончании ребята получают свидетельство, и некоторые, между прочим, даже потом находят себе работу переводчика.
– А как вы распоряжаетесь заработанными деньгами?
– 68 процентов отдаем на заработную плату, особенно стараемся поддержать молодых, ведь у них особенно низкая зарплата – 8 рублей в час. Стимулируем и тех преподавателей, кто работает на выпускных курсах. Остальную сумму тратим на покупку нового оборудования, между прочим, у нас один из немногочисленных техникумов, где сохранились слесарные мастерские. Мы считаем, что наши выпускники должны уметь работать не только головой, но и руками.
Светлана РУДЕНКО
Комментарии