Педагогический стаж Евгения ИЛЬИНА насчитывает сорок лет. За плечами тысячи километров дорог, десятки тысяч любопытных детских глаз. Он всегда гордился тем, что его называли и называют новатором. На оборотной стороне лидерства всегда присутствует ответственность, но как раз ею он наделен с избытком. Поскольку понятие «нравственность» для него – вечный императив.
Рассказывая о себе, Евгений Николаевич просит подчеркнуть, что он не просто предметник – учитель литературы, не просто автор пятнадцати книг по педагогике и открыватель педагогических чтений в Останкино, а учитель-воспитатель. Ведь литература – предмет нравственный, а урок литературы – это урок воспитания.
– После публикации в «Учительской газете» в 1986 году статьи «Педагогика сотрудничества» я объездил практически всю территорию СССР и везде давал открытые уроки, – говорит Евгений Николаевич. – На своем примере пытался показать, каким должен быть учитель литературы. Ему необходимо выступать в нескольких ипостасях – знатока, артиста, воспитателя. Сегодня, к сожалению, книга стала целиком выполнять образовательную функцию и урок литературы потерял свою нравственную тенденцию. А ведь идти на урок с книгой – это идти к ученику с нравственной проблемой, помочь ему состояться, определить ориентиры.
Технология урока Ильина – технология вопроса. На уроке литературы всегда должен присутствовать один вопрос, глубокий, безответный. Зачастую это вопрос к самому себе.
Многие годы Ильин работал в школе №307, и до сих пор с теплом отзывается о директоре школы Федоре Ивановиче Михайлове.
– Мне посчастливилось, что Федор Иванович тоже новатор, хотя и физик. Он во всем поддерживал меня. И в создании педагогического класса, поскольку я считал, что учитель рождается в школе, и во введении нового предмета «практическое человековедение». Это была попытка открыть тайны человеческого «самостояния» (термин А.С.Пушкина). Мы вместе с ребятами вывели формулу пяти глаголов, которые помогают формировать человека. «Любить, понимать, принимать, сострадать, помогать». Данная формула была написана у каждого на обложке ученической тетради.
Основы моего преподавания – это общение с учеником как с непосредственно близким человеком. Если бы этого не было, я никогда бы не отважился на новаторство в области «практического человековедения».
Евгений Николаевич Ильин ушел из школы, когда ему исполнилось 60 лет. Как признается сам, стало трудно преподавать собственными методами. И сожалеет: время отняло воспитание, нравственность, человека. Поэтому в руках молодого словесника, входящего на урок, обязательно должна быть книга. А в ней – страница, которая откроет саму книгу.
Евгений Николаевич также уверен, что учителю важно улыбнуться, открывая дверь класса. И главное, не бояться выходить в мир безответных вопросов и неторопливых размышлений, в мир тревожных исканий и внезапных озарений. Этот мир сродни космосу. И в нем, по Ильину, зажигает звезды трепетное сердце учителя.
Санкт-Петербург
Комментарии