search
main
0

Космос

Билет до Марса и обратно

Последняя треть нашего столетия ознаменовалась крупными научными достижениями и открытиями в области исследования Солнечной системы. За эти годы межпланетными автоматическими станциями получено много новой информации, пожалуй, больше, чем за весь предшествующий период “наземного” изучения небесных тел.

Во многом благодаря этому ученые разных стран сегодня серьезно рассматривают многочисленные варианты и схемы осуществления межпланетных полетов.

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) отобрало 5 проектов, предлагающих новые эксперименты по исследованию Солнечной системы.

В их число попал проект “Аладдин”, предусматривающий доставку на Землю образцов вещества со спутников Марса Фобос и Деймос. Космический аппарат должен совершить несколько выстрелов специальными зарядами по спутникам Марса, а затем собрать образцы выбитого с поверхности этих тел вещества.

В рамках другого проекта – “Контур” – планируется получить изображения и спектральную карту ядер по меньшей мере трех комет и окружающей их пыли.

Авторы проекта “Генезис” намерены собрать образцы вещества солнечного ветра и доставить их для более детального изучения на Землю.

Проект “Мессенджер” предусматривает отправку к Меркурию космической станции с 7 научными приборами. Аппарату предстоит передать на Землю изображения поверхности ближайшей к Солнцу планеты, а также сведения о ее химическом составе, поверхности и окружающей планету космической среде. Создаваемый под руководством Шина Соломона из Института Карнеги аппарат станет первым посланцем Земли, прилетевшим к Меркурию с того момента, как там в 1973 году побывал также американский аппарат “Маринер-10”.

Проект ВЕСАТ должен обеспечить изучение с помощью аппарата, выведенного на орбиту вокруг Венеры, метеорологии и химии атмосферы планеты.

В октябре НАСА предстоит отобрать из этой пятерки один или два проекта, которые будут приняты к полномасштабной разработке.

В то же время российские ученые, несмотря на неудачи (например, срыв проекта Марс-96), продолжают готовить проекты новых космических экспедиций. Так, например, оригинальные работы ведутся в Московском авиационном институте (МАИ).

Там разрабатывается программа запуска межпланетного космического челнока. Идея довольно проста. Если спутник, обращаясь вокруг Земли, может периодически проходить над одной и той же точкой земного шара, то космический аппарат, находясь на такой орбите, двигается подобным же образом. После облета какого-либо обьекта (например Марса) он периодически возвращается к нашей планете.

Возвратно-периодическая трасса должна удовлетворять главному требованию – период обращения на ней аппарата должен быть кратен орбитальным периодам Земли и планеты.

Наиболее выгоден в этом отношении Марс. Во-первых, он самая близкая к нам планета и, во-вторых, пожалуй, единственная пригодная для осуществления пилотируемой экспедиции в обозримом будущем. К тому же корабль между Землей и Марсом сможет курсировать по межпланетной орбите от 6 до 10 лет.

Казалось бы, столь длительное патрулирование по маршруту потребует “неподьемных” запасов топлива на борту аппарата. Но, как показывают расчеты, взаимное расположение Марса и Земли таково, что можно выполнять такие облетные маневры почти без дополнительных затрат горючего. Иначе говоря, достаточно запустить корабль к Марсу, чтобы он, подобно челноку, лишь за счет естественных сил тяготения мог летать между двумя планетами. При этом, как оказалось, период обращения такого межпланетного челнока будет немногим более двух лет, а окна запуска повторяются приблизительно через 2,15 года.

Запущенный по такой схеме автоматический зонд на протяжении срока службы, курсируя по замкнутому маршруту Земля-Марс-Земля, может вести изучение космической среды и исследовать припланетные области, проводить картографирование поверхности Марса, копить ценные сведения о радиационной обстановке на трассе будущего пилотируемого полета. Наконец, важно и то, что при каждом сближении с нашей планетой возможен сброс на Землю отдельных капсул с наиболее ценной научной информацией.

Однако наиболее выгодна такая схема полета непосредственно для экспедиции на Марс. В этом случае члены экипажа межпланетной станции стартуют, находясь в легком аппарате, который, имея специальный стыковочный узел, состыкуется с транспортным модулем, курсирующим между Землей и Марсом.

При подлете к Красной планете космонавты, перейдя в легкий спускаемый модуль, смогут выйти на низкую околомарсианскую орбиту или даже выполнить спуск на поверхность Марса.

Если будет поставлена задача лишь облета планеты, то экипаж на транспортном корабле отправится обратно к Земле. Если же будет предусмотрена посадка, то возвратная часть экспедиции может осуществляться с использованием аппарата дублера, который с запаздыванием в одну-две недели будет следовать по челночной трассе.

При подлете к Земле спускаемый модуль отстыкуется от корабля и с космонавтами на борту вернется на Землю. Описанный сценарий представлен, конечно, в самых общих чертах, а реализация проекта потребует весьма детальной проработки концепции транспортного межпланетного корабля.

Еще большие выгоды сулит использование транспортного челночного аппарата на трассе Земля-Луна-Земля. Уже сегодня рассматриваются различные варианты не только научного, но и промышленного освоения Луны. А это значит, что не за горами время создания стационарных научных и промышленных баз на ее поверхности, когда возникнет потребность в регулярных транспортных потоках грузов и людей между Землей и нашей ближайшей соседкой.

Как показывают расчеты, формирование периодически-возвратных трасс в системе Земля-Луна возможно. Наиболее приемлемым было бы использование орбиты с периодом обращения в 14,5 суток. По ней будет курсировать транспортный беспосадочный модуль, с помощью которого можно осуществлять доставку грузов и людей, обеспечивая бесперебойное снабжение и работу лунной базы. Обратный участок маршрута тоже не будет порожним. Корабль примет на борт сменный экипаж базы или грузы с Луны на Землю. В перспективе на этой же основе можно создать систему регулярного транспортного сообщения с нашим естественным спутником, функционирующую по заранее составленному графику.

Сегодня, когда оцениваются перспективные задачи и пути развития практической космонавтики будущего столетия, представляется, что использование циклических межпланетных маршрутов может стать одним из основных направлений дальнейшего исследования и освоения небесных тел Солнечной системы.

Григорий ТАРАСЕВИЧ, по материалам РИА “Новости” и ИТАР-ТАСС

Здоровье

Затяжка лишает вас 25 лет жизни

31 мая – Всемирный день борьбы с курением

Простая истина “капля никотина убивает лошадь” известна нам со школьной скамьи. Тем не менее курение было и остается одной из главных проблем современной профилактической медицины.

Курение – это вредная привычка, расцениваемая психологами и психиатрами как один из видов наркомании.

Известно, что из 100 человек, начавших курить из желания “побаловаться” или “попробовать”, 80 в дальнейшем становятся регулярными курильщиками. Подавляющее большинство из них не могут расстаться с сигаретами до конца своих дней.

Вещества, содержащиеся в табачном дыму, вызывают не только болезни дыхательных путей, такие, как хронический бронхит, бронхиальную астму, рак легкого, полости рта, гортани и носоглотки, но и инфаркт, инсульт, язвенную болезнь, рак пищевода, поджелудочной железы, шейки матки, предстательной железы, а также импотенцию у мужчин и бесплодие или привычные выкидыши у женщин.

Курение сокращает продолжительность жизни в среднем на 25 лет. По данным Всемирной организации здравоохранения, из 850 млн. нынешних жителей Европы 100 млн. умрут от причин, связанных с курением. Увеличение стажа курения в три раза увеличивает ежегодную частоту развития рака легких в 100 раз, а степень риска смерти от сердечно-сосудистых заболеваний у курильщиков превышает таковую у некурящих на 58%.

Парижская медицинская академия решила сделать предупреждение иного рода, опубликовав доклад о вреде пассивного курения.

Курение родителей вызывает каждый год во Франции тяжелые респираторные заболевания примерно у 100 тыс. детей. Научно доказано, что во Франции дети, матери которых курят, весят при рождении в среднем на 200 г меньше, чем остальные. Четверть беременных женщин курит, но если к этому прибавить еще эффект пассивного курения, то оказывается, что от 40 до 50 проц. новорожденных во Франции подвергаются отрицательному воздействию табачного дыма. Наличие хотя бы одного курильщика в семье увеличивает риск заболевания бронхитом, пневмонией и отитом у детей.

Ежегодно во Франции около 200 человек умирают от рака легких, вызванного табачным дымом от окружающих курящих. Надо ли уточнять, что риск прямо пропорционален времени, в течение которого некурящий человек находится рядом с заядлым курильщиком, и количеству выкуренных сигарет, папирос, сигар… Регулярное вдыхание чужого табачного дыма является ежегодно причиной смерти около 3 тыс. французов от сердечно-сосудистых заболеваний, то есть в десять раз больше, чем от рака легких, вызванного пассивным курением.

В заключение доклада Медицинская академия считает необходимым строго-настрого запретить курение в школах и детских садах и усилить меры по защите некурящих в общественных местах.

Обратите внимание на ту сакраментальную истину, что, покупая сигареты, вы добровольно сжигаете заработанные вами деньги. Государству же приходится расплачиваться за курение своих граждан дополнительными затратами на лечение заболеваний, связанных с табаком. В США, например, глобальный экономический ущерб от курения составляет около 400 млрд. долларов ежегодно. При всех своих затратах на курение не забывайте, что вы курите не ради удовольствия, а из необходимости избежать неприятностей, связанных с отказом от никотина. Не верьте ни рекламе, ни вашим друзьям, уверяющим вас в обратном. Не забывайте, что только табачные компании по-настоящему заинтересованы в увеличении обьема продаж табачных изделий.

Многие из людей, отказывающихся бросить курить, мотивируют это тем, что прекращение курения уже не может улучшить здоровье, но ухудшает самочувствие и приводит к увеличению массы тела. Тем не менее научные исследования показали, что падение концентрации никотина в крови, происходящее в течение суток, может приводить к сильному желанию возобновить курение. Постарайтесь не поддаться своему желанию, и тогда через год вы сможете рассчитывать на то, что вы не только не будете нуждаться в сигарете, но и почувствуете отвращение к табачному дыму. Увеличение же массы тела, которого так боятся женщины, решившиеся бросить курить, по статистике не превышает 2,5 кг.

Сейчас принято подразделять средства для отказа от табакокурения на несколько групп:

– симптоматические препараты (в первую очередь седативные и стимулирующие),

– средства, имитирующие действие никотина – анабазин, гамибазин, табекс, табагум (жевательные резинки),

– никотинсодержащие препараты – “Никорет” (жевательная резинка), “Никотинелл” (трансдермальная система – пластырь), “Габитрол” (препарат для внутриносового распыления).

Основой для любого вида лечения является твердое решение бросить курить. Лекарственная и нелекарственная терапия являются дополнительными методами, позволяющими уменьшить проявления “физической” зависимости от табака (такие, как общее плохое самочувствие, нарушенный эмоциональный фон, снижение работоспособности и концентрации внимания). Мы надеемся, что эти материалы помогут вам и вашим друзьям освободиться от пагубной привязанности, приводящей к потере здоровья.

По материалам Infoart и ИТАР-ТАСС

Статфакт

Современная статистика курения (данные Всемирной организации здравоохранения):

– В настоящее время в мире проживает 1,1 миллиарда курильщиков.

– В развитых странах соотношение курящих мужчин и женщин составляет соответственно 41% и 21%, в развивающихся – 50% и 8%.

– В развитых странах потребление сигарет за период с 1980 по 1990 год снизилось с 2800 до 2400 сигарет на одного курящего в год, в развивающихся – увеличилось с 1150 до 1400. (В развитых странах один среднестатистический курильщик выкуривает 6,6 сигареты ежедневно).

– В России за последние 10 лет число курильщиков увеличилось на 14%.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте