Мы живем в эпоху сетевого столетия, детей digital-native и целого поколения NET (не путать с NEXT). Инновации и интеллект становятся ведущей производительной силой, развиваются Интернет вещей, когнитивные технологии, робототехника минимизирует использование человеческих ресурсов. Начинают активно использоваться технологии коллективного разума, происходит глобализация и виртуализация общества, социальных институтов и эволюция человека.
В связи с этим важной задачей является мотивация школьников к познанию и научно-техническому творчеству, естественно-научному образованию, содействие осознанному выбору себя через выбор будущих инженерных профессий.Как сделать процесс познания увлекательным?Как сформировать у детей компетентность к обновлению компетентностей?Как развивать мыслительную деятельность и практический интеллект, навыки рукомесла и цифрового производства?Ответы на эти вопросы находятся в пространстве персонального дополнительного образования, которое выступает как зона ближайшего развития для общего образования.Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения и Концепция развития дополнительного образования детей (2014 г.) открывают перед педагогами широкие возможности профессионального и личностного развития ребенка, основанного на вхождении в мир научно-технического творчества, исследований и проектов. Именно эти виды поисковой деятельности позволяют практически реализовать эффективную образовательную парадигму «Предвидеть – исследовать – знать – действовать – уметь». Инновации в области когнитивных наук и наук о жизни, овладение мастерством управления проектами, использование коммуникативных технологий – путь формирования культуры инженерного мышления и подготовки инженерной элиты и среднего класса с высокой мотивацией, академическими знаниями и практическими компетентностями.Технологические, компетентностные, инженерные, робототехнические и пр. олимпиады и соревнования, инженерные летние школы и другие реализуемые инициативы в области дополнительного образования детей призваны создать условия для самореализации личности будущего инженера и появления поколения молодых профессионалов.Ранний возраст – основа зарождения технологической компетентности на всю жизнь, создание условий для того, чтобы человек мог состояться в этой технологичной реальности.Центры коллективного доступа и научно-технического творчества молодежи или их эквиваленты решают задачи по обучению школьников основам инженерного дела, созданию опытных образцов и деталей, формированию навыков трехмерного моделирования, прототипирования, знакомству с основами инженерной графики, web-дизайна и др. Кроме того, подобные центры становятся основой формирования технологической культуры и профессиональной направленности обучения на востребованные квалификации.В организациях общего и дополнительного образования создается мотивирующая интерактивная среда, способствующая формированию технологической компетентности и вовлечению детей и подростков в мир исследований и проектов. Мотивация обучающихся к познанию и выбору инженерных профессий достигается за счет их включения в исследовательские и имитационные практики, а также в различные виды значимой деятельности.Просветительская и образовательная работа со школьниками в научно-технических сменах в период каникул является одним из мощнейших инструментов подготовки детей по программам инженерной направленности, развитию технологических компетенций. Главным в содержании деятельности таких смен являются научно-техническое, социальное, художественное творчество, коллективные или индивидуальные творческие и исследовательские работы, дополняемые системой воспитательных мероприятий.Сегодня уже достаточно много интересных примеров организации дополнительного образования детей и содействия выбору в будущем инженерных специальностей. Организация на базе школ центров молодежного инновационного творчества (например, школа №2103 Москвы), проектная платформа «КосмОдис» (Федеральный институт развития образования и фонд «Образование – обществу»), летние инженерно-конструкторские школы («Лифт в будущее»), тематические смены для детей и педагогов «Конструкторское бюро 2.0» (Калининградская область), летние тематические смены «СмартКемп» (Московская область), детский технопарк «Фабрика» (Балтийский федеральный университет), развивающие проекты «Мастерславль», «Кидбург», «Кидзания», «МарсТефо», музеи науки «Экспериментаниум», Школьное научное общество (школа №29 Подольска) и др.Увлеченные познавательным и созидательным поиском дети и подростки содействуют развитию инновационных технологий, науки и производства в России, технологий создания самих себя как поколения сетевого века.Добро пожаловать в мир странствий и приключений разума!Александр АСМОЛОВ, Павел РАБИНОВИЧ
Комментарии