search
main
0

Кошелек тут ни при чем. РАО предлагает систему накопительных оценок при зачислении в профильный класс

Прошло полгода с того момента, как Министерство образования России представило концепцию профильного обучения на старшей ступени общеобразовательных школ Комитету по образованию и науке Госдумы РФ и получило поддержку со стороны законотворцев. И все меньше времени остается до обязательного введения профильного обучения по всей стране. 2004 год станет переломным: тогда предполагается ввести предпрофильное обучение в 9-х классах, а с 2005-го – собственно профессиональное обучение в 10-11-х.

Возможно, в каких-то школах боятся нововведений, не представляют себе, как они будут проходить, во что выльются. Тогда стоит прислушаться к разработчикам, присмотреться к работе образовательных учреждений, которые уже давно внедряют у себя принципы профильного обучения, и выработать нечто свое.

В 204-й школе им. Горького недавно прошло обсуждение форм и методов работы по реализации предпрофильного и профильного обучения на базе 14 школ – экспериментальных площадок РАО, опыт которых весьма полезен.

Углубить знания или расширить?

Сегодня можно услышать расхожее мнение, что профильное обучение есть не что иное как углубленное изучение определенных предметов. Так ли это?

Если считать, что именно отсюда, с «углубленки», зародилась идея профилей в старшей школе, это утверждение совершенно верно. Традиция обучения старшеклассников на подготовительных курсах, в заочных школах, в системе дополнительного образования существует давно, не говоря уже о специализированных школах и школах-интернатах, которые четко классифицируются по направлениям.

Но профилизация в современной школе отнюдь не равнозначна понятию «специализация».

Профессор, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО Светлана Чистякова считает, что детей надо не только ориентировать на продолжение образования по выбранному направлению, которое, кстати, не всегда адекватно их способностям, но и показать другие пути для самореализации, дать возможность попробовать свои силы в разных сферах деятельности. Но даже когда выбор сделан и подросток сел за парту, скажем, в медицинском классе, то ему нужно дать курс широкого интегративного плана. А если ученик вдруг понял, что ошибся и медицина не для него? У ребенка всегда есть право выбора!

Факультатив – тоже предпрофильная подготовка!

На экспериментальных площадках РАО в настоящее время активно идет отработка именно предпрофильного обучения. Его цель в определенном смысле противоположна цели профильной подготовки – не удовлетворение запросов ребенка и развитие его способностей в определенной области познавательной деятельности, а выявление интересов, проверка возможности ученика.

Один из эффективных видов предпрофильного обучения – участие школьников в проектах, главной целью которых является формирование исследовательских навыков, умение выявлять проблемы, осуществлять сбор информации и наблюдений и использовать их в различных видах деятельности, оценивать свои результаты и делать выводы, умение ориентироваться в информационном пространстве, без чего сегодня не обойтись, а также развитие таких общечеловеческих качеств, как «чувство локтя», уверенность в себе.

В гимназии №710 проектная работа среди восьми- и девятиклассников ведется по трем направлениям: физика, биология и химия. Почему по трем? Потому что важно дать почувствовать детям, где лежит сфера их интересов.

Рассказывает учительница химии Вера Рыжова:

– Наша проектная деятельность посвящена воде: ее строению и свойствам, загрязнению, очистке, истории московского водопровода, проблеме пресной воды. Провели исследование проб воды из различных источников. С результатами мои воспитанники выступали перед гимназистами своего класса, а также среднего и младшего звена. Я провела олимпиаду «Вода – самое удивительное вещество в мире», которая заинтересовала многих школьников. 15 человек на сегодняшний день выбрали профиль «химико-биологический».

Проектная деятельность очень эффективна, но необходимо сделать так, чтобы процесс шел в развитии и представлял не только теоретическую ценность, но и практическую. А это очень сложная задача. Ведь для того чтобы проводить экспериментальные и исследовательские работы, необходима хорошая база. 710-я гимназия, например, тесно сотрудничает с различными службами города.

Однако не у каждой школы есть такая возможность. Таким образовательным учреждениям подойдет предпрофильное обучение школьников через факультативы. Это – довольно старая форма работы с ребятами на второй ступени обучения, которая тем не менее позволяет углубить содержание основного курса и усилить желание детей приобщаться к той или иной науке. Как рассказала преподаватель этой же гимназии Светлана Акопова, восьмиклассникам предлагается пять факультативов – по химии, биологии, физике, математике и сценическому искусству. Их достоинство в том, что содержание факультативных курсов выстраивается с учетом интересов ребенка. В плане подготовки групп в конце и начале учебного года ребятам дается анкета с перечислением тем занятий и проблем, которые могут быть там затронуты. Этот список школьники дополняют вопросами, которые они сами хотели бы рассмотреть.

Факультатив 8-9-го класса в значительной степени отличается от подобных занятий в старшей школе: здесь основным мотивом является не столько углубление и расширение знаний, сколько пробуждение интереса у детей, удовлетворение их природной любознательности.

В профкласс – через экзамен

С этим картина более или менее ясна. Но как будет идти зачисление в профильный класс – по желанию или все-таки через экзамен? Споры на этот счет не утихают, и только, видимо, сама жизнь подскажет, от чего следует раз и навсегда отказаться, а что должно непременно быть.

РАО предлагает использовать так называемую систему накопительных оценок. О ее сути поведала профессор Чистякова:

– По окончании 9-го класса, как обычно, ученики будут сдавать экзамены по русскому языку и математике, а также по выбранному предмету. Он будет складываться из тех элективных курсов, которые ребенок выбрал в свое время (год-два назад). Экзамен по нему будет принимать независимая комиссия. То есть переходу из 9-го предпрофильного класса в 10-й профильный будет предшествовать сдача соответствующего экзамена. Главная задача – сделать этот процесс не переходом кошельков, а переходом детей.

Некоторые спрашивают: «Нужно ли для зачисления в профильный класс обязательно экзаменовать? По желанию никак нельзя?». Я думаю, что должна быть какая-то система отбора: с одной стороны, ориентация на накопительную оценку, а с другой – наклонности, увлечения ребят, из которых формируется класс.

Из чего складывается накопительная оценка в конкретном профиле? 50% планируется отдать под оценку за предметы базового компонента, 30% – за предметы в рамках элективного курса и остальные 20% – это тот «портфолио», который ребенок создал себе, участвуя в различных олимпиадах – городских, районных, республиканских, всероссийских. Такая оценка собственных достижений позволит ученику пройти окончательный отбор в класс с профильным обучением.

Факторы выбора

– А вот я отрицательно отношусь к идее профильного обучения, – диссонансом прозвучало в аудитории, когда, казалось, все точки над «i» начали расставляться. Игорь Игоревич Нурминский, представляющий Институт общего среднего образования РАО, автор учебников по физике для гуманитарных классов, аргументировал свою позицию. – Во-первых, после окончания 9-го класса только небольшая часть учеников сознательно выбирает профиль в соответствии со своими способностями. В основном работают совершенно другие факторы – настоятельные требования родителей, отношение к тому или иному учителю.

Во-вторых, непрофильные предметы согласно базисным учебным планам, которые сейчас разрабатываются, настолько урезаются, что старшие классы превращаются в курсы по подготовке в те или иные вузы…

Дискуссия, которая развернулась на научно-практической конференции «Актуальные вопросы профильного обучения в старшей школе», организованной Российской академией образования, показала, что и сегодня далеко не все однозначно относятся к профилизации школы как очень важному и нужному для детей и обществу в целом делу. Нет одного варианта организации учебно-воспитательного процесса в профильных классах. Педагоги по-разному выстраивают систему предпрофильной подготовки. Масса организационных вопросов, связанных с переходом из класса в класс. Каждая школа идет своим путем в апробации новых моделей образования и подготовки школьников к жизни. Одного рецепта нет, и вряд ли он будет. Что же должно лежать в основании? Наверное, вся деятельность школы должна строиться таким образом, чтобы предоставлять ребенку возможность на всех этапах его обучения раскрыть себя в той или иной сфере, познать, на что он сам способен, сделать правильный выбор сначала профильной, а потом и профессиональной подготовки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте