search
main
0

“Кошечка”, “иголочка” да еще “махалочка”

Дети с нарушением зрения воспринимают мир по рассказам взрослых. Самое главное для этих ребятишек – усвоить родной язык и научиться правильно излагать свои мысли. Для ребенка с нарушением зрения речь педагога должна служить примером и быть образной, выразительной и эмоционально окрашенной.

В московском детском саду – 1621 для детей с нарушением зрения работают опытные и квалифицированные глазные медсестры, врач-окулист, тифлопедагоги, психолог, воспитатели, которые проводят индивидуальные занятия по математике, развитию речи, физическому воспитанию, учитель-логопед исправляет речь. Дети адаптируются в саду около двух месяцев.
День начинается с зарядки, где малыши учатся ориентироваться в пространстве. Затем глазная медсестра ведет ребенка на лечение. Дети долго привыкают к аппаратам, корректирующим зрение, поэтому в детском саду их называют по-особому: “махалочка”, “кошечка”, “иголочка”.
Довольно часто упражнения на развитие и активизацию зрительных функций носят малоподвижный характер, что снижает двигательную активность ребятишек, которые и так страдают из-за зрительно-двигательной недостаточности. Поэтому с этими ребятками проводятся специализированные музыкальные и физкультурные занятия, программа для которых составляется очень тщательно.
– Чтобы дети не уставали, мы используем релаксацию, что позволяет “расслабить” нервную систему: включаем аудиокассету, например, с записью шума прибоя, пения птиц. Или просто – саксофонное соло – все зависит от темы, – рассказывает Елена Анатольевна Аврова, старший воспитатель. – В это время ребенок располагается, где ему удобно, закрывает глаза и представляет все, что ему захочется.
Кроме релаксации, идет коррекционная гимнастика для глаз. Можно сказать, что это продолжение лечения.
А работаем мы по программе для специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Также используем базисную программу “Истоки” и стараемся привлекать новые технологии.
Заметим, этот детский садик развивает у детей элементарные математические представления, речь, знакомит с окружающим миром, “погружает” в мир живописи и музыки, растит конструкторов…
Воспитанникам трудно удается счет предметов в большом пространстве. Поэтому взрослые вместе с детьми считают игрушки, мебель, посуду… Для того чтобы у детей развивалось представление о предметах и их расположении в пространстве, учат конструировать и выкладывать картинки из счетных палочек, природного материала, геометрических фигур: лодку, флажок, домик с заборчиком. Например, конструирование на занятиях по математике способствует обогащению впечатлений о форме, величине, пространственном изображении реальных объектов окружающей действительности.
Логопед А.В.Соболева создает специальные методические программы. Кроме исправления дефектов речи, она учит детей логически мыслить, “развивает руку”, передавая навыки письма. Анна Володаровна дифференцированно подходит к каждому, на занятия к ней дети буквально бегут.
Малыши с косоглазием и амблиапией посещают занятия тифлопедагога И.С.Никифоровой, которая развивает остроту зрения. В процессе систематических упражнений рисованием, штриховкой, обводкой по трафаретам, контурам и силуэтам развивается самоконтроль и саморегуляция движений руки не только под контролем зрения, но и при участии зрения и тактильно-двигательных ощущений. Подготовка к школе в этом садике проходит очень продуманно. Доказательством этому служит хорошая и отличная учеба бывших подопечных.
Каждый праздник здесь отмечают по-особому. На Масленицу, например, в детский сад по традиции из Царицынского парка нанимается лошадка, которая возит счастливую ребятню по территории. Воспитатели принимают участие в новогодних сказках, перевоплощаясь в любимых героев.
Более двадцати лет этим специализированным садиком руководит Раиса Петровна Жигорникова, которая умело и ответственно налаживает педагогическую работу в коллективе.

Юлия СЛАДКОМЕДОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте