Комедию «Нахлебник» Иван Сергеевич Тургенев написал в 1848 году. Незавидная судьба выпала этой пьесе: предназначалась для бенефиса знаменитого Щепкина, сам актер просто мечтал сыграть эту с гоголевскими отголосками вещь, в которой пронзительно звучит тема маленького человека. Бедного дворянина, всю жизнь прожившего «на хлебах» в богатом доме, гонят прочь из-за того, что он по воле обстоятельств открыл тайну происхождения молодой хозяйки имения. Роль «нахлебника» Кузовкина и намеревался сыграть 60‑летний Михаил Щепкин, но цензура запретила пьесу как «оскорбляющую нравственность и дворянское сословие», и артисту ничего не оставалось, как читать и ставить ее на домашних вечерах.
После многих переделок пьесу под названием «Чужой хлеб» опубликовали в журнале «Современник» (1857), была и третья редакция – 1861 года, опубликованная в 1869‑м. А премьера состоялась 30 января 1862 года в Москве, в Большом театре, в бенефис 73‑летнего Щепкина. Неделю спустя сыграли в Петербурге, и вновь запрет, в следующий раз пьеса появилась на театральных подмостках почти три десятилетия спустя, когда уже не стало Тургенева. И с 1862 года по 2021 год ее ставили не более пятнадцати раз, включая сцены Парижа, Киева, Алматы. Шесть раз экранизировали, причем все экранизации, кроме фильма-спектакля Владимира Басова «Нахлебник» (1953) с Борисом Чирковым в главной роли, были сделаны за рубежом. Известны телеспектакли с одноименным названием: Ленинградского театра драмы имени А.С.Пушкина (1970) и МХАТа (1972) с блистательным Михаилом Яншиным, а также телепостановки во Франции и Италии. Итальянский композитор Чезаре Далл`Олио написал по пьесе Тургенева оперу, которую так и не поставили.
На вахтанговской сцене Тургенев появлялся дважды: в 1948 году Александр Габович поставил спектакль по роману «Накануне» (инсценировка Алексея Арбузова), а в 2019‑м на Симоновской сцене показали дипломный спектакль щукинцев «Две женщины» по «Месяцу в деревне» (постановка Владимира Иванова). И вот Тургенев вновь на Симоновской сцене – «Нахлебника» поставила выпускница ГИТИСа Анна Горушкина. На сцене студии Театра Вахтангова в ее режиссуре уже несколько сезонов с успехом идут спектакли «Платонов. Рассказы» и «Рождество на чердаке» по рассказам О’Генри.
К «Нахлебнику» у режиссера особое отношение: Анна помнит, как провел разбор пьесы ее мастер Леонид Хейфец в ГИТИСе. Год назад педагога не стало, и этот спектакль для нее как воспоминание об учителе. По сюжету питерские молодожены Елецкие (Евгений Кравченко, Елизавета Палкина) приезжают погостить в имение жены. Среди обитателей дома Ольга видит Василия Семеныча Кузовкина (народный артист Андрей Ильин), которого когда-то приютил и держал вместо шута вздорный «степной» барин. Вульгарный сосед Елецких Тропачев (Сергей Барышев), будучи в гостях у молодых, подпаивает Кузовкина и провоцирует на шутовской спектакль. Не в силах снести оскорбления, тот бросает обидчикам в лицо, что он отец Ольги… Ни матери молодой госпожи, воспитанной тетушкой, ни ее тирана-мужа давно нет в живых, а Ольге теперь известна тайна «нахлебника». Как она поступит?..
Дореволюционные критики делали акцент именно на этом «безнравственном», по их мнению, поступке Кузовкина, игнорируя социальную направленность «Нахлебника». Для Анны Горушкиной пьеса важна тем, что разговор в ней идет о ценности человеческой жизни, о том, стоит ли человек чего-то сам по себе – без титула, статуса, положения в обществе… В этот камерный спектакль вступаешь, как в некое пленительное воспоминание, сценография Елены Кирковой представляет уютное пространство дачной гостиной с плетеной мебелью и вязаными скатертями, уставленной большими корзинами с краснобокими яблоками.
По стилизованным вневременным костюмам Андрея Климова точно угадываются характер: молодожены, конечно, в белом, Ольга в платье под барышню-крестьянку, их дворецкий Нарцыс (Клим Кудашкин), чувствующий себя пупом земли в суматохе встречи, не отстает от хозяев. И в самую точку тяжелые вязаные кардиганы цвета осени на «нахлебнике» и казачке Ваське (Виталий Иванов), сразу понимаешь, что они здесь единственные родственные души. Летает по дому с куклой в руках восторженная Ольга, озабоченно вышагивает глава семейства, которому хочется выглядеть деловым и хозяйственным, да и все остальные словно в предвкушении чего-то кружатся в каком-то танце (хореограф Сергей Захарин).
Камнем преткновения для всех оказывается тот самый Кузовкин, нахлебник-приживал, шут гороховый, душа-человек в исполнении Андрея Ильина. Он сыграл-таки для этих «статусных» господ свой спектакль, в сотый раз рассказав под их гогот запутанную историю потери своей «недвижимости» в виде небольшого сельца. И, видимо, так достали они его в этот раз, что он попытался защитить себя… своей тайной. И теперь его гонят прочь, мало того, желают купить его отказ от откровенного признания. Вроде как его и не было, примерещилось все «нахлебнику», впал в беспамятство… За трансформациями состояния Кузовкина с замиранием сердца наблюдают зрители.
Вняв уговорам Оли, Кузовкин впервые называет свою барыню так, он кладет конверт с деньгами (вроде как на покупку жилья) в карман своего балахона и уходит, оставив осенний прикид на террасе. В последнее время появляется все больше спектаклей и фильмов с открытым финалом, когда близкие люди, не задумываясь, рвут дружеские и родственные связи, обесценивая то, что звалось родовым гнездом, многолетними добрыми отношениями, достоинством, благородством, обязательствами, человеческой благодарностью. Что звалось дружбой и любовью. Взамен получая деньги и статус – класс, разряд, статус-кво, престиж, бренд… И еще много красивых слов. В спектакле есть момент, когда Ольга, услышав от Кузовкина подтверждение, что она действительно его дочь, начинает передвигать по террасе тяжеленные корзины с яблоками, и мы понимаем, о чем она думает…
Спектакль оставляет ощущение разлившегося в теплом воздухе запаха осенних яблок и о многом зовет задуматься.
Комментарии