Было в клетке три чижа
Учебная книга для детей младшего возраста должна быть интересной, результативной и занимательной. Так утверждают авторы пособия “Учитесь правильно говорить” Л.П.Успенская и М.Б.Успенский. Они создали замечательное пособие для ребятишек, страдающих речевыми нарушениями, испытывающих трудности в произношении определенных звуков. Если регулярно, не жалея души и времени, работать с такими детьми – и педагоги, и родители добиваются прекрасных результатов.
В книге, которая вышла в издательстве “Просвещение”, предложены самые разнообразные виды работ: составление рассказов по картинкам, упражнения для развития внимания и памяти, логические игры. Все они не только дают возможность ребенку потренироваться в произношении, но и “поломать” голову над интересными загадками и вопросами. Благодаря разнообразным текстам с определенными звуковыми подборками детям легко будет отработать трудные для них артикуляции.
“Учитесь правильно говорить” – это настольная книга для логопедов, воспитателей детских учреждений, родителей, желающих помочь своим малышам. А для детей это веселый и добрый помощник.
Звуки (буквы)
Прочти и повтори
жа-жа-жа, жа-жа-жа
Тут ежата у ежа.
жу-жу-жу, жу-жу-жу
Как-то уж пришел к ежу.
жи-жи-жи, жи-жи-жи
Мне ежаток покажи.
жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я с ужами не дружу.
жа-жа-жа, жа-жа-жа
Уж уходит от ежа.
Прочти и подумай
1. Жанна пишет: жаба, жатва, жать, рожь, жатка, жакет, бежать на пожар, уважать маму, нажать на кнопку, ежата, пижама, кожа, лужа, лыжа, поклажа, пропажа, жаворонок, жара, пожарник, лежать на пляже, держать флажок.
К каким из этих слов нужно поставить вопрос кто? и к каким – что?
Какие слова обозначают действия? Поставьте вопрос к этим словам?
2. Мы читаем: ожог, утюжок, медвежонок, ежонок, жеребенок, Женя, Жора, прыжок, Жанна, дружок.
Какими из этих слов можно назвать людей?
Какие из этих слов обозначают названия животных?
Какие из прочитанных слов вы еще не назвали?
Прочти и сосчитай
1. В школьном живом уголке жили три и два Потом в живом уголке поселились и Одного ежа и одного ужа подарили детскому саду.
Сколько всего животных осталось в школьном живом уголке?
2. Надя и Женя нашли у дуба желуди. Надя нашла девять желудей, а Женя – пять. Надя отдала Жене два желудя. У них стало поровну. Потом Женя нашел еще шесть желудей и поделился с Надей. И у них опять стало желудей поровну.
Сколько желудей стало у Нади и Жени?
3. В зоомагазине Женя увидел в большой клетке несколько чижей. Один чиж купался в лужице. Два чижа что-то клевали, три чижа сидели на жердочке. Один перелетел на другую жердочку. Сколько всего чижей было в этой клетке?
Прочти. спроси. ответь
Пусть каждый прочтет предложения эти, вопросы задаст, на вопросы ответит!
1. Жене нужен живой ежик. Кому…? Кто…? Какой…?
“Может быть, папа купит мне ежика”, – думает Женя. О чем думает…?
И вот однажды пришел Женя из школы, а папа ему говорит: “Уже купил. Тебя ждет живой ежик”. Кто…? Откуда…? Что сказал…?
2. У Жени плюшевый медвежонок. У кого…? Что есть…?
Женя никогда не обижает его. Кто…? Как относится…?
3. Однажды Миша и Жанна поехали с лыжами в Лужники. Кто…? Куда…? С чем…?
Словарный материал для логопеда
с-с-с
са Сад, сам, сани, санки, Саня, садик, самокат, сапоги, оса, коса, касса, масса, гусак, посадка.
Сабля, салат, сало, сахар, салфетка, салют, самолет, санаторий, санитар, сандалии, сарафан, самовар, сарай, леса, колбаса, лиса, полоса, роса, трасса.
ос Нос, поднос, насос, кокос, покос.
Кросс, абрикос, вопрос, трос, колос, голос, матрос, Барбос, лотос, космос, термос.
ус Ус, вкус, индус, укус, автобус, минус, соус, уксус, кактус.
Трус, глобус, троллейбус, парус, ярус, палтус, хруст.
“Голь на выдумки хитра” – эта пословица, как всякий фольклорный афоризм, несет глубокий подтекст и находит отзвук в самых неожиданных ситуациях. “Хитрыми на выдумку” приходится быть дефектологам, обучающим обездоленных природой детей. Лишенных слуха обучают сурдопедагоги, слепых и слабовидящих – тифлопедагоги, интеллектуально “сниженных” – олигофренопедагоги, детей с отклонениями в развитии “выравнивают” логопеды. Перечислены традиционные, давно известные области “лечебной” педагогики. В последние десятилетия выявляются новые категории детей, которым необходима специализированная помощь. От педагогов, психологов, врачей требуется все большая изобретательность, чтобы помочь аномальному ребенку.
Многие методики, приемы, игры пришли в специальную педагогику из общей. По законам обратной связи они (приемы, игры), обогатившись, преобразовавшись, могут пригодиться воспитателям детских садов, учителям начальной школы. Многое, например, может дать “всем-всем-всем” логопедия, если упражнения, использующиеся при исправлении речевых недостатков, применять для предупреждения речевых расстройств.
Коррекцию неправильно сформировавшихся звуков речи логопед начинает с артикуляционной гимнастики. Но воспитатели детских садов и родители 4-5-летних детей, играя, могут разработать речевой аппарат и предупредить дефектное звукопроизношение (или облегчить ребенку координационную работу с логопедом, если это понадобится). Здесь-то и пригодится логопедическая сказка про язычок. Игра проводится перед зеркалом и сопровождается символическими рисунками, которые делает взрослый одновременно с рассказом и показом.
Сказка про язычок
Для воспитания звуковой стороны речи необходимы две основные предпосылки: четкость артикуляционных движений (т.е. четкость работы губ, языка) и хорошее слуховое внимание. К каждой фонеме русского языка направляет внимание ребенка сказка – игра “Буквоград”.
В игре заложено самое трудное для слухового и тактильного восприятия ребенка (твердость-мягкость, звонкость-глухость звуков речи русского языка и т.д.). Дети с нормальным интеллектом и стандартным развитием, совершая прогулки по улицам и переулкам Буквограда, “одевая его жителей” (т.е. раскрашивая буквы по данной системе), воспринимают значки (буквы) в связи с фонемами и артикулемами образно-эмоционально. Например, в переулке Веселом живут жители с улыбчивыми лицами Ы, И, З, С, Ц, а в переулке Сердитом – с сердитыми – О, Е, Ж, Ш, Ч, Щ. На Громкой улице жители громкоголосые, со звонкими голосами. У них в горлышке всегда задействована “головная машинка” – Б, З, Г, Ж, В, Д. На Тихой улице – жители с тихими, глухими голосами – П, С, К, Ш, Ф, Т.
Схема расположения букв по улицам и переулкам Буквограда воспроизводит всю фонетико-фонематическую систему русского языка по артикуляционным характеристикам (гласные i и ii ряда; согласные: звонкие и глухие, твердые и мягкие, свистящие-шипящие, губно-губные, передне- и заднеязычные, губно-зубные).
Буквы, обозначающие звонкие согласные, ребенок “печатает” двойным контуром, в отличие от глухих – одинарных (образная ассоциация: звонкому звуку соответствует толстушка-буква, а глухому – худышка). Например, в слове “мяч” “М” – двойная зеленая буква, “Я” – красная, “Ч” – одинарная зеленая, а в слове “мать” “М” – двойная синяя, “А” – красная, “Т” – зеленая, под ней зеленая стрелка дана вниз, показывая нижнюю артикуляцию мягкого звука “Т”.
Ингрид ВЫГОДСКАЯ,
педагог-психолог Московского комплекса социально-педагогической реабилитации детей и подростков
p.s. Игровые ситуации, которые помогут предупредить речевые расстройства, подробно описаны автором этой статьи в журнале “Школа здоровья” n 1 за 1996 год.
Комментарии