Два года в Республике Татарстан проводили мониторинг трудоустройства выпускников учреждений НПО и СПО. Оказалось, что по профессии на предприятия идут работать 30-35 процентов. Остальные устраиваются на рынке труда по ситуации, а не в соответствии с полученным дипломом. В итоге государственные деньги на подготовку кадров в системе профессионального образования тратятся неэффективно. Но выход есть. О том, как выстроить объективную систему прогнозирования и что нужно делать, чтобы учреждения НПО и СПО развивались, «УГ» рассказал Раис ШАЙХЕЛИСЛАМОВ, министр образования и науки Республики Татарстан.
– Существующая система прогнозирования потребности в кадрах не отвечает запросам сегодняшнего дня. В то же время она имеет огромное значение для судеб молодых людей, развития экономики и самих учреждений НПО и СПО. И все-таки сделать объективный прогноз вполне реально, если принять за его основу систему государственного и корпоративного заказа на подготовку кадров. Конечно, к эффективному взаимодействию депрессивные предприятия не готовы, но для тех, кто твердо стоит на ногах и развивается, партнерские отношения с образовательными учреждениями вполне могут стать взаимовыгодными. Приведу пример. Казанское предприятие – открытое акционерное общество «Радиоприбор» и 51-й колледж выстраивают партнерские отношения на договорной основе. В стоимости подготовки специалиста доля затрат предприятия занимает порядка 60 процентов. Эти деньги идут на оплату труда мастеров производственного обучения, коммунальные услуги, приобретение оборудования. Директор предприятия заключает договора с учащимися и может достаточно объективно спрогнозировать на 3-4 года вперед, какое количество молодых рабочих ему потребуется. К их подготовке он предъявляет свои требования и вкладывает деньги, что усиливает его ответственность и заинтересованность. Чем интенсивнее станет развиваться такой метод сотрудничества, тем достовернее будут прогноз и заказ на подготовку кадров. Однако, чтобы стимулировать предприятия к этой работе, необходима нормативно-правовая база. И здесь многое зависит от государства. Очень важно на следующих этапах реализации национального проекта предусмотреть не только поддержку учреждений НПО и СПО, но и запустить механизмы поощрения работодателей и предприятий, которые вкладывают средства в обучение и подготовку кадров. Такой подход решит многие проблемы профобразования, укрепит платформу для сотрудничества бизнеса и образования.
– Раис Фалихович, а как вы относитесь к объединению учреждений НПО и СПО?
– Я вижу в создании двухуровневой системы НПО и СПО и положительные, и отрицательные стороны. Конечно, объединение позволяет совершенствовать систему подготовки кадров, можно более эффективно использовать производственные площади, обучать по сквозным учебным программам, избегать дублирования. Идут на пользу опыт учреждений-партнеров и высокий профессиональный уровень преподавателей, например, колледжа или техникума. Однако такое слияние иногда осуществляется в ущерб программам подготовки рабочих кадров. А именно в них острее всего нуждаются предприятия. Поэтому прежде чем объединять, нужно в каждом конкретном случае искать оптимальные решения.
– Раис Фалихович, приходилось ли закрывать учреждения СПО или НПО после того, как их передали с федерального на региональный уровень?
– У нас в республике было только два случая слияния учебных заведений из-за недостатка контингента. Это не было обусловлено недостатком средств, а прежде всего стремлением создать лучшие условия для обучения ребят и работы инженерно-педагогического коллектива, для укрепления материальной базы.
Вообще с тех пор, как в 1993 году мы приняли на баланс учреждения НПО, в республике ведется работа по сохранению учебных заведений. Система их финансирования стабильна, средства для этого ежегодно закладываются в бюджет. В этом году мы приняли среднесрочную программу развития системы НПО в Республике Татарстан. Программа многогранная и касается прежде всего учебно-производственной деятельности, совершенствования системы прогнозирования, усиления связи с предприятиями.
Большое внимание уделяется развитию материальной базы. В прошлом году для городских профучилищ были приобретены станки, компьютеры, программное обеспечение. На сто миллионов рублей закуплена современная сельскохозяйственная техника, что можно считать первым этапом модернизации материальной базы сельских училищ. Вручая технику, мы ставим условие: должен быть существенно расширен яровой или озимый клин земельной площади учреждений НПО. Если в позапрошлом году у училищ было 40-50 гектаров земли и они гордились этим, то теперь тысяча гектаров считается мало. Сегодня общая площадь сельских училищ доходит до 30 тысяч гектаров. Пока ребята не научатся работать с новой техникой и зарабатывать на своей земле, готовить из них агротехников неэффективно. Важно, чтобы они поняли, что земля может обеспечивать их личное благополучие, кормить семью, только тогда у них появится стимул остаться в родных местах и приносить пользу государству.
Сегодня надо относиться к училищу не только как к учебному заведению, но и как к предприятию. Профессию можно ведь получить не столько за партой, сколько за станком, на пашне, в сфере услуг. Система профессионального образования должна включиться в экономику как полноправный партнер предприятий по подготовке кадров. И задача государства – помочь учреждениям СПО и НПО оказаться субъектом рыночных отношений.
Комментарии