Существует множество определений, что такое само понятие «корпоративная культура», в чем-то они похожи, в чем-то различаются.
Договоримся о терминахЭлиот Жак определяет корпоративную культуру как «вошедший в привычку, ставший традицией образ мышления и способ действия, который в большей или меньшей степени разделяют все работники предприятия, который должен быть усвоен и хотя бы частично принят новичками, чтобы новые члены коллектива стали «своими».Исследователи Говард Шварц и Стэнли Дэвид полагают, что корпоративная культура – «комплекс убеждений и ожиданий, разделяемый членами организации, эти убеждения и ожидания формируют нормы, которые в значительной степени определяют поведение в организации отдельных личностей и групп».Российский специалист О.Шинкаренко так характеризует корпоративную культуру: «Это система, состоящая из комплекса правил поведения, символов, ритуалов, традиций и ценностей, принятых в организации, обязательная для всех ее работников, разделяемая и исполняемая ими. Эта система должна функционировать достаточно длительное время, стать привычной для работников, содействовать успешному взаимодействию и согласованным действиям работников и всех уровней управления организации для достижения ее целей и, таким образом подтвердив свою состоятельность, передаваться новым работникам как образец исполнения».Корпоративная культура напрямую зависит от целей организации, пронизывает всю ее систему, это тот нематериальный актив, который обеспечивает успех или неуспех организации в будущем. Ключевую роль в реализации всего комплекса корпоративной культуры играет высшее руководство организации и руководители ее подразделений. Корпоративная культура начинает приносить положительные результаты тогда, когда ее реально, а не на словах, разделяет и поддерживает большинство работников предприятия.Насколько применимы к школе различные определения корпоративной культуры?Единая цельЯ изучила несколько корпоративных кодексов образовательных учреждений, выложенных в Интернете, и обнаружила в них схожий недостаток. Все эти кодексы затрагивают только учителей. Даже если в начале документа говорится, что он относится ко всем сотрудникам, к концу авторы говорят исключительно о педагогах. Но ведь это же категорически неверно! Школа – это не только учителя. Это администрация, это рабочие по зданию, это те, ради кого мы все работаем, – ученики, это родители учеников – если они не понимают и не поддерживают корпоративный дух школы, им будет невозможно принять общие правила игры. Но и это еще не все.Школа существует не в безвоздушном пространстве, мы регулярно сталкиваемся с окружающим социумом – это обслуживающие организации, крупные предприятия, другие образовательные учреждения… С ними также не должно быть никакого противостояния или сегрегирования.На мой взгляд, все, что каким-то образом касается школы, должно быть подчинено единой общей философской цели. Я говорю об общей культуре взаимоотношений, общем отношении к ребенку, к жизни, к воспитанию.В корпоративной культуре любого образовательного учреждения на первом месте должно стоять всеобщее взаимное уважение – не только младшего к старшему, но и старшего к младшему независимо от социального или любого другого положения. И это на самом деле касается всего сообщества, а не только учителей.Как у насТеоретизировать можно долго, расскажу, как происходит всё у нас в школе. Записанного корпоративного кодекса у нас пока нет, хотя эту работу мы ведем. Но, на мой взгляд, эта работа не должна быть формальной. Корпоративный кодекс на самом деле должны разделять все, не может быть отдельного кодекса для учителей, отдельного для учащихся, отдельного для администрации. Когда мы найдем формулировки, которые принимают все, только тогда кодекс будет записан.Наша школа достаточно молодая – она существует с 2005 года, я возглавляю ее с момента начала строительства. Первые три года коллектив постоянно обновлялся, пока не собрались люди, которые одинаково творчески подходят к работе, у которых скорость мышления одинакова. Все члены нашего коллектива разделяют убеждение о том, что главный человек после ребенка в школе – это учитель. Административный персонал не может быть выше, задача администраторов – создавать комфортные условия для взаимодействия учителей и учащихся. Я считаю, что сейчас у нас достаточно зрелый коллектив со сложившейся корпоративной культурой, который сам решает, принимать нового человека или нет.В нашей школе действует комиссия по урегулированию споров. Она включается в себя родителей, старшеклассников и работников школы. Кстати, первым обратился в комиссию учитель, который просил разобраться в ситуации, которая сложилась в системе оценки академической успеваемости учащихся. В итоге мы пришли к изменению положения о средневзвешенной оценки.Серьезным вызовом для нашего коллектива стало присоединение двух детских садов. В каждом из них была своя корпоративная культура, сложившиеся формальные и неформальные правила. Этих людей надо было максимально быстро инкорпорировать в нашу корпоративную культуру, постаравшись при этом сохранить все лучшее, что у них было.Совместно с Институтом гуманитарных исследований мы провели фокус-группы среди наших учителей младших классов и в результате написали психологический портрет педагога, который нам подходит. На основании портрета специалисты разработали психологические тексты из более чем 200 вопросов обо всех сферах жизни. На основании результатов теста мы можем в целом понять, подходит нам человек или не подходит. Кроме того, появляется возможность подобрать нужный конкретному специалисту курс повышения квалификации.Для того чтобы объединять коллектив, заниматься, как это называется, тимбилдингом, мы используем не только совместные выезды на отдых, но и веревочные тренинги. Это объединяет гораздо сильнее. У людей укрепляется взаимовыручка, доверие друг к другу.Если взять такой неотъемлемый элемент корпоративной культуры, как школьная форма, то у нас четвертый год подряд идет обсуждение, пока что мы не можем договориться о чем-то конкретном, но это не значит, что ученики или учителя ходят в чем бог на душу положит. Все одеваются в офисном стиле, несмотря на то что утвержденной формы нет. Просто надо понять, что для коллектива важнее – суть или содержание?Вообще, рассуждая о корпоративной культуре, очень полезно не следовать сложившимся клише, а поставить перед собой вопрос: в словосочетании «корпоративная культура» какое слово для вас важнее – «корпоративная» или «культура»? Я, наверное, склоняюсь ко второму варианту.Ольга ЯРОСЛАВСКАЯ, директор школы №1298
Комментарии