search
main
0

Короткое замыкание. Почему на Брянщине оказались несовместимыми ИПК, техникумы и колледжи

В прошлом году новые информационные технологии дошли наконец до профессиональных училищ Брянской области. Проект компьютеризации учреждений НПО был разработан в рамках федеральной программы информатизации и компьютеризации образовательного процесса.

Принцип ее реализации можно сформулировать как 50 на 50. Причем все жестко оговорено. Перечень учреждений, которые нужно компьютеризировать, определяют местные власти, то есть областное управление образования. Вид учреждений определяет центр, то есть Министерство образования. Таким образом, с 2001 года умными машинами обеспечили поочередно все школы Брянщины: и сельские, и поселковые, и городские. Прошедший 2003 год был годом компьютеризации профессиональных училищ, а их у нас в области 40 (16 в Брянске, 24 в районах области). Нынешний и последующий 2005-й, так сказать, время собирать камни – итожить и анализировать результаты.

Стоит заметить, что необходимость умных машин в школах не обсуждалась, а вот нужен ли, к примеру, слесарю компьютер, некоторые сомневались. За компетентным ответом на этот вопрос я отправилась к заместителю начальника областного управления образования Сергею ФИЛИЧЕВУ.

– Сергей Владимирович, профучилища – это начальная ступень в овладении рабочей специальностью. Но не секрет, что учебные мастерские далеки от совершенства. Может, рациональнее было бы потратить средства на слесарно-токарные станки, а уж потом компьютеры устанавливать?

– Если речь идет о слесаре третьего тысячелетия, то он должен знать, какие новые технологии появились. Иначе он просто не выдержит конкуренции. Есть еще один железный аргумент в пользу компьютеризации учреждений начальной ступени профессионального обучения. Доступ к новым информационным технологиям повышает престиж профессиональных училищ. Туда уже «стремятся попасть», а не идут «потому, что в школе больше держать не могут». Возможно, эти соображения и подвигли разработчиков Президентской программы расширить ее рамки. Учреждения начального профессионального образования в программу включили, но отдельным проектом.

В Брянской области компьютеризацию профучилищ осуществили в короткие сроки. И все бы хорошо, если бы не одно маленькое «но». В проект не были включены средние учебные заведения (то есть колледжи) и Брянский институт повышения квалификации. Таким образом, сложилась парадоксальная ситуация: мастерам, педагогам и студентам педколледжей негде повышать уровень знаний новых технологий. Конечно, ситуацию разрешили. В области действует своя программа развития института повышения квалификации. Благодаря ей компьютерами кузницу кадров все-таки обеспечили. Но возникает другая трудность.

Дело в том, что нарушается единая система. В школах и профессиональных училищах техника закуплена по федеральной программе и отличается от той, что приобретена за счет других средств. Вот пример. В области внедряется технология быстрого восстановления программного обеспечения. Если компьютер вдруг заразился вирусом или вышел из строя, естественно, приходит мастер. Он провозится полдня, пока вылечит машину и переустановит нужные программы. Однако сейчас придумали программы, возвращающие машину к жизни буквально за считанные минуты. Но тут необходимо учитывать один важный нюанс. Компьютеры должны быть одинаковыми. Тогда тот самый мастер просто снимает «образ» с одного здорового компьютера и восстанавливает все остальные вышедшие из строя. В Брянской области как раз очень благоприятные условия для внедрения такой технологии. Ведь на Брянщине более тысячи компьютеров, одинаковых по своим техническим качествам. Но ведь нужно еще и обучить людей. Мы собираем всех в Брянском институте повышения квалификации на учебу, а там совершенно другие машины… Это и есть то самое «но». Дело в том, что Центр жестко определил условия. Если в программе не прописан институт повышения квалификации, значит, никаких отклонений. Все компьютеры направляются строго по оговоренному в программе маршруту.

– Кстати, о повышении квалификации кадров. В программе нет и педагогических колледжей, выходит, того, кого нужно обучать в первую очередь, машинами не обеспечили?

– Именно так и выходит. Мы, конечно, решаем проблемы по мере их поступления. Мне кажется, что подобных нюансов и проблем можно было бы избежать, если бы центр проявил чуть больше доверия регионам. Возможно, в нынешнем году этот просчет будет исправлен. Тогда в области все-таки заработает единая система. А что касается компьютерной оснащенности, то вот последняя новость. В конце января из центра на Брянщину прибыли машины на 700 тысяч рублей. Причем это совсем не в рамках программы, а подарок к Рождеству.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте