Любой класс, оборудованный компьютерами, можно превратить в лабораторию. В этом уверены авторы прибора, который называется осциген.
Как считают создатели осциллографа-генератора (осцигена) Борис Игнатьев из Кубанского государственного университета, Михаил Гук из Санкт-Петербургского политехнического университета и Владимир Заборовский из Центрального научно-исследовательского института робототехники и технической кибернетики, их устройство способно вывести понятие «компьютерные технологии» за рамки однобокости. Сегодня компьютеры – это очень ограниченная функциональная конструкция, и мир компьютерных моделей и реальный физический мир все больше похожи на расходящиеся в разные стороны дороги. Ученые убеждены: компьютер не является и не должен являться самодостаточной частью обучения. Его удел – вспомогательная функция.
По словам Владимира Заборовского, сделать компьютер полезным может методология обучения через измерение, где машина выступает как часть измерительного комплекса. Осциген, то есть устройство, подключаемое к компьютеру, играет при этом роль «шлюза», через который осуществляется связь абстрактного, модельного мира машины и мира реального. Другими словами, осциген вводит в компьютер данные об окружающем мире, но в таком виде, в каком компьютер готов это воспринять. Наглядность работы прибора может продемонстрировать ситуация, допустим, на уроке физики. Никто не знает, как течет электрический ток. То есть теоретически все это представляют, однако практически за этим процессом проследить довольно трудно. Существуют вещи, которые человек воспринимает только в форме зрительной информации. Осциген помогает образно представить, как в электрической лампочке оказывается ток. Благодаря осциллографу этот процесс отображается на экране компьютера, а генератор, в свою очередь, способен влиять на физические процессы, отображаемые осциллографом. Таким образом, все лабораторные работы, включенные в образовательный стандарт, могут превратиться в увлекательное, познавательное действо, где компьютер выступает в роли проводника в мир физических процессов.
Комментарии