У каждого времени есть свой стиль работы с информацией. Литературные произведения, которые раньше считались динамичными и захватывающими, сейчас воспринимаются как излишне детализированные и очень тягомотные. С другой стороны, современный «короткий жанр», прежде всего видеоролики, порой высмеивается как поверхностный.
Как педагогам работать в текущих условиях, чтобы оставаться актуальными, но при этом не принести качество образования в жертву модным инструментам?
Начнем с трех классических русских вопросов.
Первый: «Что происходит?» На наш взгляд, происходит очевидное снижение глубины изучения в пользу многопоточности. Дети, привыкшие к потреблению информации через экран смартфона, умеют моментально переключаться с источника на источник, сканировать эфир на предмет нужной информации. Это полезные умения, но и побочные эффекты не самые приятные – проблемы с концентрацией, запоминанием и умением обрабатывать информацию (конспектирование, изложение, единство стиля).
Второй: «Что делать?» Анализировать текущую ситуацию, адаптироваться, искать пути взаимодействия между современностью и классикой.
Третий: «Кто виноват?» Смартфоны, соцсети, массовая культура, избыток информации. Продолжим еще одним классическим утверждением: «Раньше было лучше!» Нет, не было! У читавших взахлеб «хорошие» книги не было особо много альтернатив. Предложение информации было ограниченно, способы ее получения были еще более ограниченны. Разницу в стиле изложения можно легко объяснить разницей в технических средствах. Например, длинные описания природы, интерьеров, костюмов или внутренних переживаний персонажей из классической литературы. Фотографий или еще нет, или они очень дороги. Иллюстрации создавать долго, и они делают издание книги более дорогим. Плюс многие произведения издавались частями в литературных журналах, поэтому авторам было выгодно их растягивать.
Вывод для нас напрашивается следующий: упрекать детей в любви к простому и поверхностному – это лицемерие. Интерес к короткому жанру естественен и физиологичен (мозг не любит напрягаться). Скорее было бы подозрительно, если бы ребенок, имея неограниченный доступ к смартфону и мобильному Интернету, добровольно отказался от них в пользу условного Жюля Верна.
Поразмышляем о возможных путях синтеза быстрой и длинной информации и порассуждаем не как педагоги, а как специалисты по продажам и маркетингу. Есть, например, такое понятие, как «воронка продаж» – маркетинговая модель, описывающая предполагаемое «путешествие» будущего покупателя от первого знакомства с предложением или товаром до реальной покупки. В базе «воронка» имеет следующие этапы:
– осведомленность – клиент осведомлен о существовании продукта или услуги;
– интерес – активное проявление интереса к группе товаров или продуктов;
– желание – стремление, направленное на определенный бренд или продукт;
– действие – шаг к покупке выбранного товара.
В вопросах «продажи» знаний есть смысл задуматься об описанном выше «путешествии». Заинтересованного ярким и коротким роликом легче переключить на небольшую заметку, а от заметки переключить на более глубокую статью.
Управление образовательным путешествием учеников, привыкших к современным информационным реалиям, представляется одной из важнейших компетенций современного педагога. Более того, этот вызов подводит педагогов и администрации учебных заведений к необходимости командной работы педагогов и специалистов по производству контента – операторов, специалистов по монтажу и компьютерной графике.
Современные школы, вузы, учреждения дополнительного образования будут вынуждены превращаться не просто в образовательные учреждения, но и в фабрики по производству образовательного контента. А те, кто не сможет создать соответствующие работающие подразделения, будут вынуждены работать с чужими наработками и могут в перспективе сильно проиграть в популярности и финансировании.
Вячеслав АФАНАСЬЕВ, педагог-организатор Дворца творчества детей и молодежи «Хорошево»
Комментарии