search
main
0

Короли закулисья. Театрально-художественно-технический колледж – единственный в России

Настоящие короли сцены для меня, как это ни удивительно, не актеры. Они слишком непостоянны и, как экзотические бабочки, порхают из одного театра в другой. По-настоящему верны сцене те, кого мы не всегда замечаем, – гримеры, костюмеры, бутафоры, осветители… Это только с первого взгляда кажется, что их работа проста и не требует особенного таланта. Но разве можно представить театр без декораций, без игры света, без костюмов, благодаря которым мы без слов, как только поднимается занавес, понимаем – перед нами великий Шекспир или, наоборот, современный драматург с сегодняшними проблемами и не менее бурными страстями?! Королей закулисья, как оказалось, готовят в единственном в Москве, да и во всей России театрально-художественно-техническом колледже.

То, что в ТХТК учатся люди талантливые, постоянно сталкивающиеся со знаменитостями кино и театра, я поняла сразу – по внешнему виду и независимой манере держаться выбежавших на переменку ребят. Галину Ивановну Ермакову, уже почти что 20 лет возглавляющую колледж, мне пришлось немного подождать: она как раз проводила педсовет – разбирались в присутствии завучей и классных руководителей «полеты» некоторых личностей.

– Ну это как везде, – усмехнулась Галина Ивановна, – а вообще у нас удивительно талантливые ребята. Поступают к нам, как правило, после 9-го класса, но на художественные специальности до 20 процентов приема берем и одиннадцатиклассников, если они в свое время о нас не узнали. Если же есть свободные места, то и на технические отделения к нам могут попасть выпускники 11-го класса. Практику наши ребята проходят во всех театрах Москвы, и в Большом, конечно, ведь в далеком 1931 году именно Большой театр стал учредителем тогда еще театрально-художественного училища. У нас 52 договора о прохождении практики и дальнейшем трудоустройстве, причем не только в театры, но и в кино, на телестудии. Сейчас, когда появилось такое количество российских сериалов, к нам без конца обращаются режиссеры – дайте художника-гримера, который в совершенстве знает грим, может заранее предугадать, как он будет смотреться при свете. Потребность в наших ребятах такова, что многим, особенно гримерам, светотехникам-технологам сцены, приходится работать уже на 3-м курсе, совмещая это с учебой. Да, ребята с художественных отделений, как правило, потом поступают в Суриковское и Строгановское училища, Академию легкой промышленности, в Университет культуры и искусств, техники идут в ГИТИС, ВГИК, в Школу-студию при МХАТа на постановочный факультет, в Московский киновидеоинститут. Между прочим, есть и те, кто выбирает педагогическую стезю – поступают и на художественно-графический факультет, на информационные технологии. Кстати, именно гримеры практически стопроцентно оседают в театрах. Светотехники тоже до 75 процентов остаются работать, зато звуковики после колледжа в основном идут учиться в вузы. Кстати, дипломные работы наши ребята выполняют на конкретных спектаклях, работают бок о бок со знаменитостями. Между прочим, художник по свету, работающий во МХАТе и в Большом театре, Дамир Исмагилов, наш выпускник, – с гордостью произносит Галина Ивановна. – Анатолий Кузнецов – главный художник по свету в «Сатириконе», председатель ГАК – тоже у нас учился. Кстати, – светится от счастья Галина Ивановна, – ведь из некоторых наших выпускников потом вышли неплохие актеры, так, к примеру, Олег Стриженов учился на бутафора. Очень много наших выпускников уехали за рубеж. Любопытно, что был такой случай, когда после ТХТК нашего выпускника срезу приняли на третий курс американского университета.

– Для всех российских учебных заведений, где готовят на отдельных факультетах гримеров, осветителей, декораторов, наш колледж является методической базой, – продолжает Галина Ивановна. – Поэтому к преподавателям особые требования, и у нас действительно работают профессионалы. Конечно, с такими зарплатами заманить профессионала трудно, поэтому мы сами стараемся отслеживать путь наших выпускников, действительно преданных техникуму людей, которые, отработав 15-20 лет по специальности, получив высшее образование, хотят немного отдохнуть от неспокойной командировочной жизни и приходят работать к нам. Так, на гримерном у нас преподают наши выпускники – Надежда Рахманина, Николай Брюсов, Надежда Давыдова. На костюмерном – Галина Галанжева, Анатолий Рыбаулин, на бутафорском – Виктор Осипенков… Многие умудряются совмещать работу у нас с преподаванием в ведущих театральных вузах Москвы. Как, к примеру, Виктор Осипенков, Галина Галанжева, Александр Иванов… Сейчас стараемся привлечь молодых, чтобы передать им традиции и истории нашего уникального учебного заведения.

– Галина Ивановна, вы сказали, что ваш колледж единственное в своем роде учебное заведение. Могут ли сюда поступать немосквичи?

– Дело в том, что у нас нет своего общежития, поэтому берем лишь жителей столицы и ближнего Подмосковья. Впрочем, у нас даже иностранцы есть: один парень сириец, два человека из Украины – на костюмерном и звукотехническом отделениях.

– Наверняка кроме обычных экзаменов ваши абитуриенты проходят еще и творческий отбор.

– Да, они пишут диктант, сдают экзамен по истории, а кроме того, еще по рисунку и живописи.

…- Вы обязательно должны увидеть своими глазами наш музей театральных костюмов, – говорит Галина Ивановна. – А еще у нас есть стенд масок и кукол, бутафории.

Галина Ивановна увлекает меня вверх по лестнице. И я оказываюсь перед витриной с париками XVIII века.

– Парики, кстати, делают из шерсти буйвола, называемой сарлык. Килограмм сарлыка стоит 80 долларов, – сообщает Галина Ивановна, – удовольствие не из дешевых. Но без него не обойтись.

Затем Галина Ивановна повела меня на экскурсию в просторную комнату, сверху донизу увешанную костюмами. Выбирай какие хочешь – от воздушных, невесомых нарядов сказочных эльфов до тяжелых восточных халатов ханов и беев.

– Все это сделано руками наших ребят, – улыбаясь, сообщила Галина Ивановна, – и вообще чего они только не умеют – на все руки мастера: соорудить прическу Клеопатре – пожалуйста, парик для мольеровского Тартюфа – запросто, костюм для английской королевы – в два счета. Конечно, и нам приходится потрудиться – мы ведь сами ищем ткани для костюмов, для звукотехников закупили самую современную аппаратуру, хорошее оборудование у нас и в парикмахерской… Единственное, сейчас очень переживаем, как бы все это не исчезло, вы ведь знаете, что сейчас все НПО и СПО Москвы объединены в 50 колледжей. Нас же почему-то хотели соединить с автомеханическим колледжем. Сейчас эта опасность миновала. Но идея слияния ТХТК с совершенно чуждыми нам по специфике учебными заведениями все еще существует. А ведь мы в этом случае потерям свое лицо, свою индивидуальность. Мы не готовим специалистов массовых профессий, у нас штучный подход. По-другому нельзя, потому что каждый из наших студентов – творческая личность, яркая индивидуальность, которой надо помочь реализовать себя. Да и преподаватели у нас необычные. Думаю, что в крайнем случае придется обращаться к театральной общественности, к авторитету Большого театра, ведь в конце концов они нас открывали наши выпускники идут к ним работать…

…- Очень надеюсь на вас, – говорила мне на прощание на самом пороге Галина Ивановна, я же поразилась ее молодому задору, в колледже она с 1965 года, заместитель директора с 1975-го, а директор – с 1985 года. Но по своему оптимизму и педагогическому мастерству многим молодым даст фору… Мне же очень хочется верить, что ТХТК со своими традициями, с этими с любовью сделанными стендами кукол, масок и костюмов не исчезнет, не канет в Лету. Что сюда, как и прежде, со всех уголков Москвы и Подмосковья, а возможно, вскоре и со всей нашей огромной страны будут ехать ребята, влюбленные в закулисную жизнь театра и кино.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте