search
main
0

Королевский подарок. Квартирный вопрос решен – время заняться творчеством

– Ой, да мы уже неделю не спим всей семьей! – смеется Алина Хайрулина, учительница информатики омской школы №96. – Все не верим своему счастью. Из всех счастливчиков Алина – самая «богатая». Она получила двухкомнатную квартиру. Ведь у нее семья большая – муж и 4-летняя дочка Настя. Остальные пятеро омских педагогов, которые сегодня держат в руках ключи от новеньких квартир, потомством пока не обзавелись. Но собираются – как только справят новоселье. Разговаривать им трудно – ключи жгут руки, хочется скорее бежать по адресам, написанным на брелоках. Впрочем, свое жилье они уже видели, но пока еще со стороны.

Просто чудо какое-то!

– Прекрасный новый дом, с современной планировкой, – рассказывают Алексей и Марина Биннер, информатики из школы №144. – Мы уже придумали и дизайн, и мебель.

– Прямо как в наше время, – поддерживает разговор Мария Александровна Биннер, мама Алексея. Она специально приехала из села Красная Горка на торжество поддержать ребят. Да и самой не терпится посмотреть, где будут жить сын с невесткой. – В советское время учителей ценили, особенно сельских, – нам не приходилось задумываться о жилье.

Порадоваться вместе с коллегами и родными собрались не меньше тысячи человек. Шутка ли – сразу шестнадцать молодых специалистов бюджетной сферы Омска в преддверии Дня города получили в подарок жилье. Врачи, медсестры, тренеры, но учителям, пожалуй, досталось больше всех – целых шесть квартир. Это событие стало возможным благодаря городской целевой программе «Социально-экономическая поддержка молодых специалистов, работающих в муниципальных организациях города Омска», рассчитанной до 2010 года. В этом году на ее реализацию из городского бюджета выделено около 25 миллионов рублей, что почти в 2 раза больше, чем в прошлом. Правда, жилье, полученное на условиях социального найма, может перейти в собственность молодого специалиста, если он проработает в городской социальной сфере не меньше 10 лет.

Алина Хайрулина говорит, что из 60 выпускников ее курса она одна пошла работать в школу и за свой первый год ни разу об этом не пожалела. Виктория Кучмий тоже в школе только год. Как учитель географии, уверяет, что такого замечательного города, как Омск, где любят молодежь, больше в России нет. Доказывает, как учитель экономики, что выделить жилую площадь такому числу людей не так-то просто. У Виктории мама – воспитатель в детском саду, и профессию она выбрала сознательно. Трудно, конечно, бывает, но все это можно пережить, потому что старшие коллеги из школы №32 ей всегда готовы прийти на помощь. Только в одном не могли помочь – в решении квартирного вопроса.

– Я счастлива – у меня появился дом. Мое первое личное жилье в жизни. Просто чудо какое-то! Но это не просто жилье – это отношение к нам. Приятно, что городу нужны молодые учителя.

Программа только началась. Над ней долго работали, вносили поправки. В том числе одну очень существенную, на мой взгляд, – молодым специалистом теперь считается выпускник дневного отделения вуза или ссуза, даже если до поступления или во время учебы он успел обзавестись трудовой книжкой.

– Мы подумали и поняли, что тех целеустремленных ребят, которые учились и работали, надо поддерживать особенно. Поэтому ошибку исправили, – признался Виктор Шрейдер, мэр Омска, вручавший новоселам ключи. Он гарантировал, что если сегодня молодой специалист придет на работу в муниципальные учреждения социальной сферы, то в течение трех лет получит квартиру на условиях социального найма. Для этого необходимо заключить договор и представить в Департамент жилищной политики мэрии все необходимые документы. В оформлении документов молодежи помогают жилищно-бытовые комиссии, которые действуют в департаментах городской администрации.

– Дальше будет больше, – надеется Илья Дубин, директор Департамента образования города Омска. – Это наши «первые ласточки», и я им по-хорошему завидую. Мы не отбирали ребят по качеству их работы. Это просто те, кто первым оказался в очереди. Но они понимают, что это подарок с надеждой на то, что ответят сторицей. Думаю, что теперь они, не обремененные бытовыми проблемами, открыты для творчества. Ведь программа рассчитана не только на устранение дефицита молодых кадров, но и на создание условий для их профессионального развития. Молодежь немало делает для того, чтобы уровень образования в омских школах постоянно повышался. Каждый год растет число образовательных учреждений, внедряющих инновационные проекты. Каждый второй омский школьник учится на «4» и «5». Но нельзя останавливаться, надо двигаться дальше.

Кроме предоставления жилья, молодым специалистам в Омске оказывается и материальная поддержка. Она предусматривает единовременную денежную выплату в 20 тысяч рублей и ежемесячную доплату к должностному окладу в тысячу рублей. С 1 января 2009 года эту сумму планируется увеличить до 3000 рублей. Дополнительные 3000 рублей каждый месяц также будут получать педагоги школ искусств и художественных школ и работники культуры. Как отметил Виктор Шрейдер, поддерживая сегодня молодых специалистов, городская администрация поддерживает всю социальную сферу Омска.

Как живешь, молодой учитель?

Стоит заметить, что в системе образования Омска работают сейчас более 500 молодых педагогов. Ежегодно в образовательные учреждения города приходят около 200 молодых учителей.

Для повышения их профессионального уровня и поддержки талантливых педагогов с 1996 года в Омске проводится конкурс «Открытие». Его программа – урок, защита педагогической идеи, решение педагогической ситуации – помогает быстрее адаптироваться к профессии. Участие в конкурсе позволяет молодым специалистам пройти и аттестацию, благодаря чему увеличиваются их квалификационный разряд и зарплата. Городской Департамент образования совместно с профсоюзами округов Омска проводит смотр-конкурс педагогических коллективов по работе с молодыми педагогами, где изучается опыт и проводится собеседование со специалистами. Создан городской Совет молодых учителей, куда входят участники конкурса «Открытие». В начале учебного года совет традиционно встречается с новичками, которые только пришли работать в школу. Постоянно проводятся рейды «Как живешь, молодой учитель?», в которых изучаются условия, созданные для начинающих педагогов, при необходимости оказывается помощь. Методисты городского Центра творческого развития и гуманитарного образования «Перспектива» регулярно организуют для молодых учителей мастер-классы заслуженных педагогов.

Экскурс в историю

Зарплата омских учителей до Великой Октябрьской революции зависела от учебного заведения. К примеру, в мужской и женской гимназиях, финансировавшихся в основном за счет государства, зарплата была в 3-5 раз больше, чем в частной гимназии Эйнаровича. У частников зарплата колебалась от 200 до 500 рублей в год, а, к примеру, в первой омской мужской гимназии Михаил Федорович Соловьев, не имеющий чина преподавателя русского языка и словесности, получал 1440 рублей в год. В худшем положении находились земские учителя. Об этом свидетельствует заметка в газете «Омский телеграф» №181 за 1911 год. Заметка так и называлась: «Положение народного учителя». В ней, в частности, говорилось: «Большая часть уездных земств в качестве основного жалованья оплачивает учительский труд 360 рублями. Второй по распространению цифрой является жалованье в пределах 240-360 рублей. У остальных – около 12 процентов уездов – жалованье ниже 240, в отдельных случаях спускается до 144 рублей, то есть 12 рублей в месяц».

Итак, основное жалованье земского учителя составляло 12-30 рублей в месяц.

Кроме этого, учителя получали к жалованью прибавки. Их величина и количество определялись уездным начальством и колебались от 30 до 400 рублей. «Периодические прибавки постепенно повышали размер жалованья и доводили его до предельной величины – до 480 рублей (49 уездов), 420 (36 уездов) и 540 (36 уездов). Максимальный размер – 900 рублей. В среднем земский учитель получал 344 рубля. Через пять лет его содержание доходило до 399, через 10 лет – до 441, а в конце концов – до 511 рублей в год. Это высший предел в среднем по России». К этому стоит добавить, что большинство учителей пользовались, согласно земской статистике, готовыми квартирами – таких было 73,1 процента. Те, кто квартир не имел, получали квартирные деньги в среднем по 67 рублей 40 копеек. И только 3,3 процента не получали ни квартиры, ни квартирных.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте