search
main
0

Королевский гамбит. Проблемы дистанционного обучения шахматной игре

Сайт воскресной Школы шахматной культуры «Два короля» http://chess-school2008.narod.ru был организован на бесплатной основе еще полгода назад, в преддверии начала нового учебного года. Здесь размещены материалы, обобщающие опыт работы школы, организованной международным гроссмейстером, профессором РГУФСиТ Юрием Авербахом и кандидатом в мастера спорта, кандидатом педагогических наук Виталием Полоудиным.

Одна из целей, с которой был организован этот интернет-ресурс, – привлечь в школу учеников не только из Москвы, но и из других регионов. При этом был учтен опыт существовавшей с 1969 года телевизионной шахматной школы, в которой работали видные шахматисты того времени.

Директор школы – третья в истории шахмат чемпионка мира, международный гроссмейстер Елизавета Быкова – оценивала присланные слушателями ответы на задания. С начинающими шахматистами работали двое. Младших школьников азам шахматной игры сначала обучал кандидат в мастера спорта, заслуженный тренер России Сергей Воронков, а затем – гроссмейстер Людмила Белавенец. С детьми постарше и со взрослыми работал мастер спорта Борис Шашин.

Тех, кто желал повысить свое мастерство, обучали (вернее будет сказать – тренировали) три маститых шахматиста. Разновидности начал шахматных партий преподавал международный мастер Михаил Юдович. Тонкости борьбы в середине игры преподносил международный гроссмейстер Александр Котов, а особенности окончаний – сам Юрий Авербах.

К началу учебного года на дистанционные курсы записались семнадцать детей разного возраста из различных регионов. Оказалось, что интерес к такой форме обучения проявили и иностранцы – сейчас в «Двух королях» занимаются дети из Болгарии и из Казахстана. Первоначально планировалось обучение только младших школьников. Однако желание научиться играть в шахматы выразили ученики не только начальных, но также средних и даже старших классов.

Просьбы ознакомить заинтересованных пользователей с методикой дистанционного обучения шахматной игре поступили из разных регионов страны. С целью сохранения авторских прав на методику решено было изложить материалы проводимого педагогического эксперимента на страницах средств массовой информации.

Стоит отметить, что используемая нами методика базируется на общеизвестных положениях дистанционного обучения. Напомним его основные постулаты.

Дистанционное обучение – относительно новая форма образования, основанная на применении компьютерных технологий и информационных сетей в процессе обучения. Широкое распространение международной глобальной сети «Интернет» способствовало в конце прошлого века интенсивному обмену информацией между заинтересованными лицами и, как следствие, создало возможности для этой формы обучения. Ее главные составляющие – технические средства, комплекс специализированных образовательных компьютерных программ и организационное обеспечение.

Так как среди школьников есть ученики, имеющие на своих компьютерах выход в Интернет через Dial-Up, в самом простейшем варианте для системы дистанционного обучения необходимы следующие технические средства:

персональный компьютер;

модем;

линия городской телефонной сети;

специализированный центр обучения, оснащенный соответствующим оборудованием.

Кроме того, система должна включать комплекс образовательных компьютерных программ, основу которого составляют специализированные электронные пособия. Отличительной особенностью электронных учебников и пособий для дистанционного обучения является использование интерактивных тестов, используемых как для проверки полученных знаний, так и для контроля психического развития детей.

Организационное обеспечение составляет комплект нормативных документов, регламентирующих правила работы за компьютером, порядок выполнения заданий и проведения интерактивных тестов, определяющих права и обязанности обучающихся и педагогов дистанционного обучения. В специальный раздел организационного обеспечения сгруппированы инструкции безопасной работы за компьютером, рекомендации и упражнения по снятию физической усталости, возникающей во время работы за компьютером.

На сегодняшний день в России существуют центры дистанционного обучения многих фирм – производителей вычислительной техники и программного обеспечения. Но, кроме них, в Москве начиная с конца девяностых годов прошлого века в системе образования начинает создаваться самостоятельная сеть дистанционного обучения. Так, на базе Московского института повышения квалификации работников образования был создан Московский институт открытого образования.

Доля программ дистанционного обучения учителей и других работников средних общеобразовательных школ с каждым годом неуклонно растет. В 2003 году в Центре информационных технологий и учебного оборудования Департамента образования правительства Москвы создана «Школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья».

Большой вклад в развитие дистанционного обучения внесла негосударственная Федерация Интернет Образования, в которой, в частности, готовились и преподаватели, обладающие соответствующими навыками.

Опыт работы существующих учреждений послужил основой для разработки организационного обеспечения школы дистанционного бучения шахматной игре.

В зависимости от тех или иных возможностей дома у ребенка оборудуется специализированное автоматизированное рабочее место (САРМ). В него входит четыре компонента:

комплекс технических средств;

программное обеспечение;

учебно-методические материалы;

организационно-правовая документация.

Комплекс технических средств. Родителям каждого ребенка в зависимости от конфигурации его персонального компьютера предлагается оснастить ПК дополнительными устройствами. Так, для организации интерактивного режима обучения необходима web-камера. Однако, учитывая разницу во времени в различных регионах, от проведения обучения в реальном режиме времени пока пришлось отказаться. Поэтому на первой стадии эксперимента мы вынуждены были ограничиться минимальными требованиями к компьютеру и обучением в режиме кейс-технологий.

Программное обеспечение. Для каждого САРМ устанавливается соответствующее ПО. Его основу составляют обучающие компьютерные программы авторского исполнения, а также комплекс программ психического развития детей для проведения тренинга и тестирования уровня развития памяти, внимания, логического мышления и пространственного воображения. Основное отличие этих программ состоит в генерировании конкретного задания путем случайного выбора вопросов из соответствующей базы данных. В результате такого решения практически исключается возможность повторного выполнения теста с целью записи неправильных ответов и попыток сфальсифицировать результаты тестирования.

Еще один компонент ПО объединяет программы для демонстрации физических упражнений, предназначенных для снятия усталости различных частей тела. Превалирующее место занимают программы для расслабления мышц глаз. Немаловажное значение для рекреации имеют и программы с упражнениями для расслабления мышц шеи, позвоночника, рук и ног.

Дополнительно в процессе обучения применяются программы, произведенные различными ИТ-компаниями. К сожалению, следует отметить, что отечественные производители программных продуктов не уделяют достаточного внимания такой актуальной теме, как обучение шахматной игре. Имеющиеся в торговой сети программные продукты, в первую очередь продукция ООО «Дайв», предназначены для подготовки шахматистов-спортсменов. Наиболее подходящей компьютерной программой для приобретения навыков в этой сфере можно считать русифицированную компанией «1С» импортную программу, выпущенную на отечественный рынок под названием «Шахматы с Гарри Каспаровым».

Учебно-методические материалы. За виртуальную шахматную доску в школе садятся дети в возрасте от восьми до пятнадцати лет. Поэтому для каждого обучаемого разработана личностно ориентированная методика обучения. Каждому преподавателю ясно, что и темпы обучения, и стиль изложения материала должны быть адаптированы к уровню психического развития каждого ребенка, которое зависит от его возраста.

Методики обучения представляют собой соответствующие материалы, как правило, разработанные педагогами школы. В дополнение к авторским обучающим компьютерным программам на сайте выложены учебные пособия Юрия Авербаха.

Организационно-правовая документация разработана для каждого САРМ. При этом, разумеется, в каждом отдельном документе при необходимости акцентируется внимание на специфику развития обучаемого. Например, с ребятами младшего школьного возраста возникают дополнительные сложности: многие дети этой возрастной группы недостаточно уверенно владеют компьютерными технологиями обработки информации. Им необходима помощь родителей.

Основу документации составляет следующее ядро:

правила организации специализированного автоматизированного рабочего места ребенка;

первичный инструктаж работы за компьютером;

правила работы за компьютером;

инструкции по релаксации и снятию напряжения во время работы за компьютером.

За прошедшее с момента начала учебного года время наши ребята достигли определенных успехов. К сожалению, по ряду причин не удалось организовать запланированный на зимние каникулы контрольный турнир. Во-первых, пока не разрешена проблема разницы во времени. Не представляю, как можно организовать в реальном режиме времени игру на равных между жителями Болгарии и Якутии. Во-вторых, имеющийся у многих детей выход в Интернет через Dial-Up имеет малую скорость передачи данных, недостаточную для оперативной передачи сделанных ходов. Некоторые ребята жаловались, что им не удается даже бесплатно скачать игровую программу с сайта Chess-Planet.

При этом отрадно отметить, что принятый график сеансов обучения по средам и субботам оказался удачным. Благожелательно расположенный дедушка одного из учеников написал, что крайне неохотно поддался на уговоры дочери принять участие в обучении восьмилетнего внука. Но со временем он и сам увлекся, научился играть в шахматы, самостоятельно «проработал» выложенный на сайте самоучитель Авербаха.

Если проблема совершенствования технических средств остается за родителями, то проблему разницы времени можно решить с учетом опыта ФИО, у которой в каждом регионе имеются свои представительства.

Мы работаем в Школе шахматной культуры «Два короля» на общественных началах. Если кто-то проявит интерес и желание принять участие в нашем проекте с сентября 2009 года, мы открыты для сотрудничества.

Пишите!

Виталий ПОЛОУДИН, преподаватель шахмат прогимназии №1752, Москва

polva40@mail.ru

Дополнительная литература

1. Каймин В.А. Информатика и дистанционное обучение. – М.: Научная книга, 1996.

2. Первин Ю.А. Информатика в школе и дома. (Книга для учителя). – СПб.: БХВ, 2003.

3. Первин Ю.А. Информатика в школе и дома. (Книга для ученика). – СПб.: БХВ, 2003.

4. Полат Е.С. Теория и практика дистанционного обучения. – М.: 2005.

5. Полоудин В.А. Электронные шахматы в начальной школе. Выложено на сайте http://ito.edu.ru/2005/Moscow/II/4/II-4-5311.html

6. Полоудин В.А. Курс «Электронные шахматы» в сети «Интернет». Выложено на сайте www.websib.ru/ites/2008/07-01.htm

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте