Новый фильм режиссера Юрия Кары «Королев» вышел в прокат аккурат в канун полувековой годовщины со дня запуска в космос первого советского спутника. В этом году вообще все совпало – 150-летие Циолковского, столетие Королева. На премьере в кинотеатре «Пушкинский» вместе с авторами – режиссером Юрием Карой, актерами Сергеем Астаховым и Сергеем Юрским – картину представляли дочь конструктора – Наталья Сергеевна Королева и легендарный космонавт Алексей Леонов. Именно своим юным ученикам и друзьям – Леонову и Гагарину – когда-то давным-давно поздней ночью за чашкой чая Сергей Павлович рассказал то, что теперь и легло в основу сценария: о своем пути в бесконечный космос, пролегавшем через подвалы НКВД, дальневосточные лагеря, побои, цингу и неистребимую веру в победу.
Впечатления от картины двоятся. С одной стороны, понимаешь, что, безусловно, это далеко не лучшая работа замечательного и глубокого режиссера Юрия Кары. В фильме полно «картона» – напыщенной искусственности и вычурной чрезмерности. Вместо естественных человеческих слов, эмоций и реакций – монологи и лозунги, как на первомайской демонстрации. Мать опального конструктора отправляет в Кремль телеграмму с просьбой о помиловании сына. Но перед этим торжественно зачитывает ее всему почтовому отделению. А простой народ в очереди не шарахается от нее, как от чумной, как это бывало на деле, но чуть ли не аплодирует и горячо уговаривает связистку принять телеграмму. Свобода на баррикадах в Париже, а не 37-й год в Москве, честное слово. А как вам понравится знахарка из Богом забытой деревни на берегу Тихого океана, которая, пользуя Королева от цинги, вдруг переходит с местного говора на «высокий штиль», чтобы поведать пациенту о его «миссии». Маршал Тухачевский в гриме опереточного героя-любовника ходит и разговаривает, будто кол проглотил, мол, посмотрите, я вам тут не какой-то вымышленный персонаж, а тот самый маршал, и скоро меня расстреляют. Обратите внимание на мой лоб: на нем уже сейчас печать будущей катастрофы. Такого же демонстративного трагизма полна и летчица Валентина Гризодубова. Дефицит удачных актерских работ ощущается в каждом кадре. Обидно за прекрасных актрис – Наталью Фатееву (Мария Николаевна, мать Королева) и Викторию Толстоганову (Ксения Максимилиановна, жена конструктора): по всем приметам «Королев» – не их звездный час. Примиряют с действительностью лишь несколько образов – самого Сергея Павловича (актер Сергей Астахов уже получил приз за лучшую мужскую роль на фестивале «Созвездие»), старика Циолковского (Сергей Юрский), чудаковатого школьного учителя из Калуги, силой мысли вырвавшегося в космос, и крошечная эпизодическая роль председателя Верховного суда Ульриха (Александр Семчев) – скучающего увальня, лениво и как бы между делом отправляющего главного героя на верную смерть.
И все-таки, несмотря на очевидные огрехи и несовершенства, «Королев» стоит того, чтобы быть увиденным. Ибо в основе его – не только уникальная история, мало кому до сей поры известные факты и подробности жизни одного из величайших наших соотечественников, но еще и мечта, живой пример того, как страстная вера побеждает тупое неверие. Это фильм о романтиках и первопроходцах, которые отчего-то повывелись в наши дни. Их не надо жалеть, в своей наивности будущих победителей они внезапно оказываются выше нашей о них грусти. Неофициальная история всегда интереснее официальной, а бесстрашные герои, пусть нам до них никогда и не дотянуться, все равно бередят душу сильнее, чем те, кто всегда идет в обход.
Комментарии