search
main
0

Королева с метлой. Иштван Сабо сделал Хелен Миррен дворником

«В этом фильме нет широкой исторической панорамы, хотя он тоже включен в историю, нет ни приключений, ни секса. Только человеческая душа. Это скромная история» – так сказал о своей новой картине «Дверь» классик европейского кино венгерский режиссер Иштван Сабо.

Однако именно этот фильм стал одним из основных событий 34-го Московского кинофестиваля, кинокритики называют его, по сути, «единственным тяжеловесом основной конкурсной программы».  Лауреат практически всех премий в области кино, обладатель наград Московского, Берлинского, Каннского фестивалей, американского «Оскара», Сабо еще в 80-е годы прошлого века стал классиком кино, таким как Вайда, Феллини и Бергман. Примечательно, что свой первый главный приз Сабо получил именно на ММКФ за фильм «Отец» еще в 1967 году. …События, показанные в «Двери», происходят в 60-е годы прошлого века в Венгрии. Действие концентрируется на двух главных героинях – преуспевающей писательнице Магде и неприветливой домработнице Эмерэнс, разговаривающей  с птицами  и животными и никого не пускающей в свое скромное жилище. Лишь когда в жизни писательницы происходят драматические события – заболевает туберкулезом муж, Эмерэнс, чтобы поддержать Магду, решается рассказать о своем таинственном прошлом. Оказалось, что жизнь домработницы  с раннего детства  пронзительно трагична – сначала умер отец, мать вышла замуж за другого, родив близняшек, а потом произошло страшное – Эмерэнс, поругавшись с мамой, убежала из дому, захватив сестер. Малышки захотели пить, и, оставив их под деревом, Эмерэнс побежала к колодцу. В это время неожиданно началась гроза, молния ударила в дерево, превратив маленьких девочек  в обугленные головешки. Мать, не выдержав такого горя, утопилась в колодце, а Эмерэнс с девяти лет пришлось идти в чужую семью служанкой… С тех пор во время грозы она в страхе охватывает голову руками и пытается спрятаться за дверью своего жилища. Во время войны Эмерэнс спасла от гибели еврейскую девочку Ивику, которую она выдала за свою  незаконнорожденную дочь, не побоявшись гнева  деда. Жизнь Эмерэнс, по сути, череда потерь, это заставляет ее, сверхчувствительного человека, и в прямом, и в переносном смысле  прятаться от мира, держа дверь своей каморки всегда на замке. Отсюда и название романа и фильма. Но однажды эта дверь распахнулась…- Мне было очень интересно посмотреть, как трудно выстраиваются отношения этих людей, насколько все хрупко в этой жизни. Сколько борьбы и страданий требуется, чтобы один человек раскрылся для другого. Как образуется любовь и как это прекрасно, – признался режиссер….Красота и драматизм этого фильма завораживают, не дают перевести дыхания ни на минуту, изобразительные лейтмотивы ленты – ветер несет облака, метла гонит опавшие разноцветные листья, снег спешит выпасть до Рождества – словно подгоняют время. И конечно же, завораживают и притягивают выразительные женские лица: главные роли в картине сыграли блистательные европейские актрисы – британка с русскими корнями Хелен Миррен и немка Мартина Гедек.- Я решил взять на эту роль именно Миррен, потому что  у нее очень твердый характер, она такой человек, излучающий внутреннюю силу, человек, который как магнит притягивает к себе людей, – объяснил свой выбор Иштван Сабо на пресс-конференции, представляя свой фильм. – Она играет, разыгрывает эту силу, присутствующую в ее душе. Мне показалось, что ее персонаж  – домработница – напоминает чем-то греческую богиню, и я искал актрису, соответствующую этому образу. В мире существуют две женщины, которые могли бы подойти на эту роль. Первая – это Елизавета II, а вторая – это актриса Хелен Миррен. Миррен прочитала не только сценарий, но и роман и потом раздумывала, как сыграть эту роль. Я ее ориентировал на образ королевы, притом что это вроде бы прислуга. Хелен почувствовала роль, после того как надела заношенные туфли на довольно высоком каблуке, которые подобрал ей наш художник по костюмам. Походила в них по комнате и сказала, что знает, как должна сыграть героиню. Фильм снят по одноименному роману Магды Сабо, с которой режиссер хотя и не состоял  в родстве, но был хорошо знаком. Любопытно, что шутки ради Магда часто представляла Иштвана своим сыном. Режиссер выбрал этот роман, почувствовав возможность «показать интимную связь одного человеческого лица с другим, когда становится  очевидным зарождение и угасание человеческих чувств». Примечательно, что после премьеры в Будапеште к нему не раз подходили люди и признавались, что, посмотрев «Дверь», решились позвонить тем, с кем когда-то давно поссорились. Очевидно,  убежден Иштван Сабо, писательнице был известен какой-то особый секрет.«Дверь» – глубокая психологическая драма о возрасте, верности и предательстве, о двух сильных женщинах, уверенных в своей правоте. Эмерэнс великолепно чувствует природу. Магда прекрасно образована, каждая пытается подчинить другую своей воле и своим представлениям о жизни. В фильме есть любопытный эпизод, когда Эмерэнс самовольно украшает книжную полку писательницы дешевой китайской собачкой. А когда получает распоряжение убрать с глаз долой этот кич, подделку, то в ответ заявляет Магде и ее мужу:- А что в ней поддельного? У нее все настоящее –  уши, лапы, хвост. Может, когда вы немного повзрослеете, то наберетесь смелости и ваши вкусы улучшатся!Магда взрослеет по-настоящему лишь на могиле Эмерэнс, которую она, по сути, предала, уехав от нее на вручение литературной премии, когда больная дворничиха более всего в ней нуждалась. Но она, уже мертвая, прощает Магду: когда та вместе с Ивикой идет на кладбище к дворничихе, их сбивает с ног немилосердный ветер, вырывая зонты из рук, и льет дождь, однако стоит этим двум женщинам, по-разному и в разное время предавшим Эмерэнс, искренне раскаяться, как разбушевавшаяся стихия успокаивается. Из-за туч вновь выходит солнце…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте