search
main
0

Король, конь, пешка, алгебра, география…

В России набирают обороты процессы популяризации шахмат. Прежде всего это происходит за счет включения преподавания этой игры в школьную программу. Шахматы как эффективный инструмент формирования личности, развития логических способностей и системного мышления у детей, обеспечения интеллектуального тонуса для людей всех возрастов ценились еще с древних времен.

К сожалению, с 1990‑х и вплоть до 2010‑х роль шахмат в системе обучения в нашей стране практически сошла на нет. За эти годы сформировался ощутимый провал в преемственности преподавания шахмат, выраженный в частичной утрате педагогических кадров и учебной литературы.

Кроме того, большинство существующей учебной литературы по шахматам ориентировано скорее не на всех учеников класса общеобразовательной школы, а на тех одиночек, кто уже проникся шахматами.

В среде учителей шахмат увиделось такое эмпирическое правило:
1‑й класс – это шахматный бум и энтузиазм родителей и детей;
2‑й класс – сдержанный оптимизм;
3‑й класс – нейтральное отношение;
4‑й класс – шахматам учатся одиночки;
5‑й и последующие классы – шахматы так много могут еще дать, но обнаруживается много других «но»…

Кроме того, образовательная среда современного школьника и методы передачи знаний за последние годы изменились до неузнаваемости, поэтому классические подходы к обучению шахматам не дают должного эффекта.

Для дальнейшей популяризации шахмат нужны новые, адаптированные к современному мировосприятию школьника подходы преподавания, ориентированные на широкую аудиторию детей, с получением конечного результата – тотальной увлеченностью шахматами.

При этом ни в коем случае нельзя опускать планку решаемых интеллектуальных задач, чтобы заинтересовать и дать возможность проявить себя потенциальным гениям.

Осмысление собственного опыта, существующих подходов к преподаванию шахмат и анализ обратной реакции от школьников постепенно формируют методологическую и концептуальную основу новой шахматной школы.

Положительный эффект этого подхода заметен: ученики, обучающиеся по разработанной методике, дважды (в 2018 и 2019 гг.) занимали первое место в ЮЗАО и выходили в финальный (городской) этап «Белой ладьи» в Москве. А в 2021 году при реализации всего полугодичного обучения школа №51 заняла 2‑е место в соревнованиях «Пешка и ферзь» в ЮЗАО. Шахматные успехи ребят свидетельствуют о том, что методика дает свои плоды и что начатую работу нельзя останавливать.

Понимание места шахмат в формировании личности ребенка и анализ существующих проблем преподавания этой дисциплины позволяют сформулировать основную цель обучения шахматам – раскрытие их метапредметности в понятной и увлекательной форме.

Необходимо отметить, что метапредметная суть шахмат, с одной стороны, очевидна: шахматы – это модель мира/общества. С другой стороны, не бросаются в глаза явные параллели шахмат с областями знаний (например, с предметами в школьной программе). С третьей стороны, такой задачи перед шахматистами никто не ставил: описание мира как совокупности разных областей знаний/предметов языком шахматной модели.

Познаваемый человечеством мир (Вселенная, природа) бесконечен и подобен огромному живому бриллианту с бесконечным количеством различных граней, отражающих ту или иную группу явлений и законов природы.

Математика (алгебра, геометрия) обозначает все многообразие свойств (законов и явлений) одной грани природы, биология – другой грани, химия – третьей. Более того, постоянно появляются научные дисциплины, которые описывают взаимосвязи двух, трех, четырех и более граней природы. При этом никто не отменял другие виды человеческого познания – религиозного, художественного, чувственного.

И таких видов и методов познания, научных дисциплин и предметов бесконечное и постоянно растущее множество. Новые открытия делают более и более точным описание и понимание законов и явлений внутри каждой грани мира, но они не могут дать системности. Для понимания мира как сложно составного единого целого и взаимосвязи составных частей мироздания необходим один подход, одна модель… И в качестве такой модели могут выступить шахматы!

Удивительно, но на шахматной доске во время партии можно увидеть проявление базовых законов и понятий разных научных дисциплин (математики, физики, экономики, биологии, истории, социологии) и ненаучных форм познания (художественного, религиозного, чувственного). Видя и понимая эти аналогии с другими областями знаний, можно простым языком объяснить сложные вещи не только широкому кругу учеников, но и продвинутым шахматным одиночкам любого возраста, дать новые рычаги в поиске решений и новый импульс для генерации нестандартных и эффективных подходов. Такой метод поиска прорывных решений, используемый в других областях знаний, имеет название «синтаксический метод» и позволяет найти свежее решение там, где уже все «затоптано».

Соединение, объяснение и описание взаимосвязи разрозненных частей в едином целом – это одновременно и задача метапредметных шахмат, и искомый результат бесконечного процесса познания.

Игорь БРЫГОВ, учитель шахмат школы №51

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте