search
main
0

Корни зла. Факторы формирования экстремистского поведения подростков и молодежи

Трагические события в Москве свидетельствуют о том, как остро стоит проблема насилия в образовательной среде, как важно предложить новые направления профилактической работы со школьниками и вооружить педагогов необходимыми знаниями.В первом выпуске рубрики «Нет насилию!» мы вели разговор о психологических особенностях подростков, склонных к реализации экстремистских форм поведения. Сегодня мы вновь обращаемся к этой теме. Это особенно актуально в свете готовящегося постановления Правительства РФ, которое внесет дополнительный пункт в положение о Министерстве образования и науки РФ. Согласно этому постановлению на Минобрнауки будет возлагаться содействие профилактике экстремизма и терроризма среди учащихся образовательных организаций.

Среди научных работ по экстремизму значительное число исследований посвящено поведению молодежи. В литературе указывается обширный перечень факторов, формирующих экстремистское поведение подростков и молодых людей. Условно эти факторы можно разделить на пять основных групп:    экономические (экономическое неравенство и социальное расслоение общества, низкий уровень жизни отдельных групп населения и снижение их социального статуса, безработица в молодежной среде);    макросоциальные (деформация системы социальных ценностей, этническая напряженность, возникающая в результате массовой миграции, распространение опыта протестного движения молодежи зарубежных стран, сложность социальной идентичности молодежи в условиях многообразия современного мира);    политические (наличие радикальных политических сил, ведущих активную пропаганду среди молодежи, недостаточная защищенность демократических институтов от экстремистов, ослабление доверия населения государственной власти и легитимным общественным институтам);    социально-психологические (распространение в обществе норм и ценностей, оправдывающих насилие, проникновение в общество элементов криминальной субкультуры, относительная депривация, безнадзорность и недостаток внимания в семье);    личностные (потребность в социальной активности, потребность в коммуникациях и групповой принадлежности, потребность в риске и острых ощущениях, комплекс авторитарной личности).В 2013 году Межведомственным ресурсным Центром мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды МГППУ был проведен опрос экспертов из числа специалистов, занимающихся теоретическими и прикладными исследованиями в области обеспечения различных аспектов безопасности образовательной среды: представителей Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по городу Москве, Управления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД по городу Москве, Управления Федеральной службы безопасности РФ по городу Москве и Московской области, Главного управления МЧС России и др.В качестве основных причин молодежного экстремизма эксперты выделили значительный приток мигрантов (40,4% от общего числа экспертов) и игнорирование ими принятых в обществе норм и правил поведения (51,1%). Такие факторы, как пропаганда идей экстремизма через доступную тематическую литературу и влияние на молодежь через средства массовой информации, были поставлены экспертами на второе место (по 45% каждый от общего числа респондентов). Несмотря на то, что ведущую негативную роль в формировании молодежного экстремизма эксперты приписывают процессам массовой миграции, они не склонны объяснять возникновение экстремистских форм молодежного поведения исключительно макросоциальными причинами. В структуре их ответов в равной степени представлены факторы политического, социально-психологического и личностного характера, в то время как влияние экономических факторов эксперты не сочли актуальным для объяснения возникновения различных форм экстремистского поведения в подростково-молодежной среде.Не вызывает сомнения, что при прогнозировании динамики молодежного экстремизма как в отдельно взятом населенном пункте, регионе, так и в стране в целом важно учитывать все перечисленные группы факторов. Это позволит применять не только превентивные меры, но и создать эффективную систему профилактики на уровне государства. Важно подчеркнуть, что экономические, макросоциальные и политические факторы, безусловно, следует принимать во внимание в ходе организации профилактической работы в образовательных организациях. Однако сами по себе они не являются предметом профилактики экстремизма со стороны педагогов и администрации образовательных организаций – это прерогатива государства. В то время как социально-психологические и личностные факторы, способствующие развитию экстремизма, являются именно той мишенью, на которую и должна быть направлена профилактическая работа.Одним из признаков современного цивилизованного общества является формальное неприятие насилия. Культ насилия и жестокости способен оказывать деструктивное влияние на процесс социализации личности, что в конечном итоге приводит к проявлениям агрессивности. Таким образом, распространение в обществе норм и ценностей, оправдывающих насилие, может стать мощным фактором, провоцирующим молодежный экстремизм.Как социально-психологический феномен, описанный в научной литературе, культ насилия основан на признании насилия как «социальной ценности», «основы социального статуса» и средства разрешения проблем. Парадоксальным образом насилие в обществе порицается, но в то же время оправдывается и используется. Именно в этом парадоксе и заключена одна из главных трудностей профилактики экстремизма.Представления о войне, вражде, противостоянии занимают значимое место в картине мира человека; они отражены в литературе и символах человечества – от сказок и древних мифов до учебников истории. Истоки «военного восприятия» мира мы находим в глубинных представлениях о сакральности борьбы, битвы, противостоянии «светлых» и «темных сил». К военным метафорам обращаются и педагоги, формируя тем самым конфронтационность в образе мира своих учеников. Наличие моды у современной молодежи на элементы военной формы в одежде и снаряжении (стиль милитари), распространенность детских военных игрушек и «военных» компьютерных игр – все это свидетельствует о присутствии в общественном сознании элементов культа насилия. И как результат – рост числа подростков, которые «…начинают путать реальный мир и мир, в котором кровь – красная краска, а жизней у каждого пять или семь…».Таким образом, сущность культа насилия, подпитывающего экстремизм, включает в себя: «прагматизм насилия», веру в его эффективность как средство решения социальных проблем, «ценность насилия» как средства достижения желаемого уровня авторитета и социального статуса, «ура-патриотизм», выводящий национальную самооценку из противопоставления другим народам, этносам и социальным группам.Культура, созданная обществом, представляет собой продукт коллективного творчества и как следствие коллективную ценность. Именно поэтому ей подвластно объединять людей. Наши духовные ценности отвергают насилие как таковое, что позволяет нам рассматривать его как частный случай, связанный с действиями одного человека или группы лиц. Исходя из этого, важно понимать, что при организации профилактической работы необходимо противопоставлять духовно-нравственные ценности современного мира культу жестокости и насилия.Многие исследователи выводят склонность к экстремистскому поведению из социальных условий, прежде всего неустроенности, неудовлетворенности своим положением. С точки зрения теории Н. Миллера и Д. Долларда, агрессивный экстремизм имеет социальную природу, а его источником выступает накапливающееся у молодых людей состояние фрустрации. Фрустрация возникает в условиях, блокирующих достижение желаемой цели. Следовательно, финансовые проблемы семьи, безработица, отсутствие возможности социального продвижения на фоне навязчивой рекламы и демонстрируемых в СМИ ценностей потребления и успеха ведут к фрустрации.Естественным (но не неизбежным) следствием фрустрации является агрессия. Если непосредственно проявить агрессию в направлении фрустрирующих объектов (школа, родители и т. д.) молодой человек не может (например, вследствие осознаваемых негативных последствий), то агрессивные импульсы сдерживаются. Сдерживание само по себе является источником дополнительной фрустрации. Кроме того, сдержанная агрессия обычно «смещается» и направляется не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой, как правило, «безобидный» объект (мигрантов, бездомных и т. д.).Следует обратить внимание, что фрустрация может быть вызвана не только объективными причинами неблагополучия, но и завышенными ожиданиями. В исследованиях, посвященных относительной депривации, показано, что чувство неудовлетворенности, вызванное уверенностью людей в том, что они имеют меньше, чем того заслуживают, приводит к состоянию фрустрации и агрессивному поведению.Контент-анализ экспертных характеристик социального положения семей, в которых выросли подростки с экстремистскими склонностями, показывает, что это самые различные семьи. Возможно, среди таких подростков несколько больше выходцев из семей неполных, малообеспеченных, с низким уровнем образования родителей, однако статистическая значимость различий не является существенной. Это подтверждает, что экстремистское поведение вызвано не столько объективными причинами неблагополучия, сколько завышенными ожиданиями, а неудовлетворенность своим положением в обществе проявляют относительно благополучные социальные слои и группы молодежи. Как правило, ответственность за свое «незавидное положение» молодежь возлагает на внешние обстоятельства: несправедливые законы, неразумное общественное устройство и т. д. Уличные беспорядки, погромы, демонстрации, восстания, мятежи, террор – вот арсенал средств, к которым прибегают ощущающие себя несправедливо обделенными молодые люди, которые стремятся быстро и бесповоротно «восстановить справедливость», то есть занять доминирующие позиции в обществе.Личностные детерминанты экстремистского поведения раскрывают психологические «выгоды», получаемые молодыми людьми от участия в экстремистской деятельности. Знание этих «выгод» позволяет понять механизмы вовлечения молодежи и подростков в экстремистские группировки.Так, по оценкам экспертов, первые места среди психологических «выгод» от участия в экстремистской деятельности занимают: занятие свободного времени, возможность реализовать свою активность и удовлетворение потребности в общении. Как отметил один из экспертов, характеризуя склонных к вступлению в экстремистские группировки подростков: «…Основная их беда – ненужность родителям, школе, неприкаянность, незанятость и невостребованность их потенциала в обществе. Если такие дети никому не нужны, то их обязательно приберут к рукам по-настоящему экстремистские и идеологически подкованные группировки…».Включение молодого человека в состав экстремистских групп может быть обусловлено также поиском идентичности. Согласно Э. Эриксону, на юношеский возраст приходится кризис идентичности, состоящий из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. При этом важно понимать, что кризис идентичности конкретного человека нельзя отделить от современных ему исторических кризисов. Любое резкое изменение (социального, политического, технологического характера и др.) следует рассматривать как фактор, который мешает развитию идентичности, способствует возникновению чувства неопределенности, тревоги. В период социальной неустойчивости разрушаются «Мы-концепции», а вместе с ними – личностные и социальные идентификации, посредством которых молодые люди определяет себя и свое место в обществе. Таким образом, асоциальные способы самоидентификации являются ответом закономерного юношеского кризиса идентичности на любого рода нестабильность и смену ценностей в обществе.Идеология экстремистских групп широко эксплуатирует механизмы социальной идентичности. Известно, что психологическая основа объединения – восприятие членами группы самих себя как «Мы». Чтобы появилась категория «Мы», сначала должна появиться и быть четко очерченной категория «Они». Только ощущение, что есть «Они», рождает желание самоопределиться по отношению к «Ним», обособиться от «Них» в качестве «Мы». Самым простым способом идентификации является поиск враждебной группы. Желание самоопределиться («Мы» против «Они») при наличии повышенного уровня агрессивности приводит к экстремистскому поведению. При этом не важно, против кого объединяться – против лиц другой национальности или фанатов другой спортивной команды.Часто проявление экстремистской позиции к другой национальной или религиозной группе является следствием мотивации укрепления Я-концепции. Согласно теории социальной идентичности Г. Теджфела индивид благоприятно оценивает свою группу с целью поддержать ее статус и посредством этого поднять собственную самооценку. Также и группы сравнивают себя с другими исключительно по выгодным для себя критериям. Если другая группа угрожает доминантной по критериям сравнения, ее представители вызывают неприязнь[48]. В экспериментальных исследованиях показано, что именно угроза самооценке приводит к усилению негативных оценок представителей другой группы, в отношении которой существуют негативные стереотипы. Это, в свою очередь, способствует повышению самооценки испытуемых. Понимание данного механизма позволяет нам согласиться с О.В.Хухлаевым в том, что повсеместно распространенные «фестивали национальной культуры» и концерты «народных танцев» не могут в полной мере решить проблему с распространением ксенофобии в молодежной среде. В лучшем случае они формируют нейтральное отношение, а в худшем приводят к насмешкам и усилению негативных установок.Следующим личностным фактором экстремизма является воспитание в авторитарном обществе и семье, приводящее к формированию комплекса черт авторитарной личности. Авторитарность личности проявляется в установке на неукоснительное почитание внутригрупповых авторитетов, чрезмерной озабоченности вопросами статуса и власти, стереотипности суждений и оценок, нетерпимости к неопределенности. Эти черты проявляются прежде всего во враждебном отношении к представителям других социальных групп и являются основным социально-психологическим механизмом националистических установок.Экстремальный конвенционализм, понимаемый в теории Т. Адорно как способность подчиниться диктату внешних сил и последовать за ними, соседствует со стремлением наказать нарушителей принятых норм. Придя к убеждению, что есть люди, заслуживающие наказания, подростки находят отдушину, в которую они могут направлять свои глубинные агрессивные импульсы и считать себя при этом вполне моральными людьми. И если при этом внешние авторитеты высказывают одобрение этой агрессии, она может принять формы насилия.Таким образом, учет факторов, способствующих формированию экстремистского поведения молодежи и подростков, понимание их «корней» и механизмов воздействия на личность позволяют разрабатывать обоснованные направления профилактики экстремизма в образовательной среде.Надеемся, что материал данной статьи поможет администрации, педагогам и социальным работникам образовательных организаций не только повысить свою профессиональную компетентность и уровень информированности о проблеме подросткового экстремизма, но и организовать профилактическую работу таким образом, чтобы она наиболее действенно способствовала снижению конфликтности и напряженности в образовательной среде, делая ее максимально комфортной и безопасной для всех участников образовательного процесса.Анатолий КИРСАНОВ, проректор МГППУ, руководитель Межведомственного ресурсного Центра мониторинга и экспертизы безопасности образовательной среды, доктор политических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте