search
main
0

Корифеи жанра

Наше богатое наследие

В Год педагога и наставника в петербургском Государственном музее политической истории России (ГМПИР) открылась выставка «Не ремесло, но призвание… Учителям России посвящается». Экспозиция приурочена к 200‑летию основоположника научной педагогики в России Константина Ушинского и 190‑летию профессора Московского университета, выдающегося педагога-практика Сергея Рачинского.

Посетителей ждут воссозданные элементы школьного интерьера второй половины XIX века – как городского гимназического класса, так и сельской школы – парты Эрисмана, глобусы и дневники учеников, гимназическая форма, счеты. Представлены документы и фотографии тех лет, а также репродукции картин Николая Богданова-Бельского, которые иллюстрируют быт церковно-приходской школы.

Экспозиция «Не ремесло, но призвание…», рассказывающая об эпохе и трудах выдающихся педагогов, их вкладе в российское образование и воспитание, создана в парт­нер­ст­ве с Педагогическим музеем Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, Ярославским педагогическим университетом имени К.Д.Ушин­ского и Обществом по сохранению наследия Рачинских.

Подробнее о выставке рассказывает ее организатор, заведующий отделом музейной педагогики ГМПИР Екатерина Збуржинская.

– Екатерина Андреевна, как возникла идея создания выставки, посвященной двум великим педагогам?

– Детский исторический музей (ДИМ) с первых дней своего создания на базе Музея политической истории России предлагает юным посетителям совершить увлекательное путешествие в прошлое с помощью исторических интерьеров земской школы и гимназии второй половины XIX века. Многие программы ДИМ посвящены государственным реформам и педагогическим практикам в сфере российского образования. Для сотрудников отдела музейной педагогики обращение к педагогическому наследию прошлого стало неотъемлемой частью ежедневной профессиональной деятельности. Работая с детьми, постоянно общаясь с современными школьниками и учителями, музейные педагоги почувствовали необходимость напомнить о тех, кем отечественная педагогика может гордиться.

В Год педагога и наставника возникло желание обратить внимание посетителей музея на то, какое богатое педагогическое наследие мы имеем. Появилась идея создания небольшой выставки и тематической экскурсии, в том числе и для привлечения дополнительной аудитории в ДИМ.

– Какая основа в вашем музее существовала для создания такой выставки?

– ДИМ имеет богатую коллекцию учебных пособий, ученических документов (дневники ведомости, тетради), в том числе конца XIX – начала XX века. Есть такие документы и в фондах ГМПИР. Для создания музейно-педагогического пространства «Сельская школа» и «Гимназия» были изготовлены реплики ученических принадлежностей, хранящихся в фондах Российского этнографического музея. Правда, ничего, напрямую относящегося к деятельности Рачинского и Ушинского, кроме книг и пособий, в музее нет.

– В чем сегодня актуальность педагогического наследия Константина Ушинского? К каким его идеям, на ваш взгляд, нам необходимо прислушаться, чтобы вернуть российской школе качественное образование?

– Константин Ушинский, выдающийся ученый, теоретик и практик, по праву считается родоначальником научного подхода к педагогике в России. Для российской педагогики Ушинский означает то же, что Ян Амос Коменский для Чехии, Иоганн Генрих Песталоцци для Швейцарии, Джозеф Ланкастер для Англии, Януш Корчак для Польши.

Удивительно, что все идеи, высказанные Ушинским, прописаны сейчас в ФГОС. Это и индивидуальный подход к каждому ученику, и опора на национальную культуру и духовно-нравственные идеалы, и доступность образования, и неразрывная связь образования и воспитания, и развитие творческих способностей, практических навыков и умений учеников. Остается только воспитать достойных педагогов, которые без лишних жалоб и сетований воплотят ФГОС в жизнь.

– Чем может быть полезна современной школе педагогика Сергея Рачинского? Что вас лично заинтересовало, когда вы знакомились со школой Рачинского – его практикой, окружением?..

– Педагогика Рачинского – это педагогика сотрудничества. Педагог максимально нацелен на развитие своего ученика, развитие всестороннее. В ход идут точные науки, искусство, литература, практические знания, умения. Возможно, наследием Рачинского должны интересоваться не на уровне школы, а на уровне педагогического образования, то есть в институтах и колледжах. Рачинский сам не уставал учиться, большое внимание уделял воспитанию будущих учителей. Ведь никакая система не заработает, если не найдутся люди, способные воплотить ее в жизнь. Возможно, сложность в том, что педагогика Рачинского – это еще и педагогика любви. Однако никого не заставишь любить своих учеников.

Что касается современной школы, то можно взять на вооружение его приемы обучения детей математике и устному счету. И конечно, обращать внимание на индивидуальные особенности, склонности учеников, как это делал Сергей Александрович. Это его слова, что педагогика «не ремесло, но призвание…», мы используем в названии выставки. Сергей Александрович Рачинский создал уникальную систему обучения крестьянских детей в церковно-приходской школе, организации которой посвятил тридцать лет своей жизни. Педагогические системы Ушинского, Рачинского и других великих отечественных педагогов, их разработки, методы и теории востребованы и сегодня, они помогают современным педагогам и наставникам найти ответы на сложные вопросы образования и воспитания.

Ирина УШАКОВА, фото автора

 

Справка

Выставка «Не ремесло, но призвание… Учителям России посвящается» продлится до осени 2023 года.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте