Служители «царицы наук», как любовно называют математику сами учителя, начали использовать ИКТ на своих уроках раньше всех остальных педагогов, за исключением, разумеется, преподавателей информатики. А значит, опыт у них должен быть «в крови». Так чем же порадовали нас учителя этого предмета?
Любовь Анатольевна АЛЕКСАНДРОВА, учитель математики, информатики Селтинской средней школы, Республика Удмуртия, прислала урок на тему «Применение основных тригонометрических формул к преобразованию выражений» с применением слайдов на PowerPoint. Используются красивая графика, звуковые эффекты и прочие возможности программы. Однако можно дать следующий совет: для тестов существует другое, гораздо более удобное программное обеспечение, а формулы, когда их очень много, практически не воспринимаются и не запоминаются.
Светлана Александровна АЛЕКСЕЕВА, учитель начальных классов школы №3 городского округа город Шарья Костромской области, поделилась разработкой урока для 1-го класса с использованием «электронных слайдов». Для этой и предыдущей работы можно отметить хорошее качество материала и разработанную «педагогическую инструментовку», добротный сценарий урока.
Юлия Анатольевна БОБЕЛЬ, учитель математики школы №368 Санкт-Петербурга, прислала подборку задач на движение, 6-й класс, а также разработку всей темы (несколько уроков). В приведенных кратких конспектах и компьютерных слайдах основная идея – «мультфильмы», которые помогают усвоить материал. Увы, анимационная графика здесь не самая совершенная.
Василий Васильевич БРУСЕНКО, преподаватель Иланской школы, Красноярский край, прислал урок по исследованию связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения. Очень важная и интересная тема выигрывает от использования компьютерных слайдов (которые, правда, легко можно было бы заменить обычными). Правда, как мне кажется, здесь можно было бы не ограничиваться теоремой Виета и организовать исследование темы детьми.
Наталья Викторовна ДЕМЕНКОВА, учитель школы №8 Канска, Красноярский край, выставила на конкурс работу «Квадрат суммы и квадрат разности. Сумма квадратов». К сожалению, ИКТ в ней используются лишь при замене обычных слайдов или плакатов на электронные.
Елена Жановна ЗЫСЬ из села Строевское Устьянского района Архангельской области порадовала нас презентацией «Двугранные углы», 8-й класс. Довольно красивые слайды со специально подобранными задачами, для которых уже имеются чертежи. Думается, в таких разработках желательно иметь последовательно появляющееся решение (или доказательство).
Ольга Юрьевна ИЗМАЙЛОВА, учитель школы №3 Приволжского района Самарской области, также старается использовать ИКТ на своих занятиях. Она прислала урок алгебры в 8-м классе. К сожалению, в присланных ею материалах роль новых информационных технологий выражена недостаточно ярко.
Ирина Филипповна КАЛМЫКОВА, учитель начальных классов приволжской средней школы №3 Самарской области, поделилась с нами разработкой урока «Умножение и деление на 8. Восьмая часть числа» во 2-м классе и выслала ряд слайдов с правилами. Но стоит задуматься, нужен ли для этого компьютер.
Николай Николаевич КИРСАНОВ, учитель математики и информатики гимназии №18 города Алексина Тульской области, разработал интересный неплохой урок алгебры в 10-м профильном классе по теме «Функционально-графический метод решения нестандартных тригонометрических уравнений». На занятии используются программы «Графопостроитель», PowerPoint и другие средства обучения, причем очень органично выглядит именно компьютер. Урок связан единой идеей – решением нестандартной задачи. Учитель мастерски прививает умение и навыки применения разнообразных методов решения с учетом конкретных особенностей задачи. Работа Николая Николаевича выглядит вполне достойно. К сожалению, упоминаемая там презентация отсутствует.
Помимо этого, Кирсанов прислал урок-аукцион по теме «Квадратные уравнения» с использованием ИКТ, а также интеллектуальную игру по математике и информатике «Самый умный восьмиклассник». Однако в этих мероприятиях роль компьютера минимальна.
Любовь Алексеевна КИСЕЛЕВА, учитель Покровской школы Доволенского района Новосибирской области, прислала разработку мероприятия «Интеллектуальное казино» – викторину с использованием слайд-фильма, а также урок на тему «Координатная плоскость». На экране появляются точки, ученики называют координаты и так далее. В принципе, то же самое дает простая карточка с заданием, то есть обойтись можно и без компьютера.
Маргарита Анатольевна КОГТЕВА из гимназии №10 Новосибирска разработала урок на тему «Многоугольники» в 1-м классе. В нем активно используются слайды, содержащие визуальную поддержку объяснению, а также компьютерные тренажеры для счета. Чувствуется, что эти методы, улучшающие работу учителя, применяются постоянно и органично. Жаль, что не приведены какие-либо новые, оригинальные презентации.
Татьяна Геннадьевна МЕНЬШИКОВА работает с Маргаритой Анатольевной в одной школе. Она прислала нам урок математики в 1-м классе на тему «Уравнения». Новых разработок с использованием компьютера нет, а электронный учебник Ю.Г.Молокова применяется, по-видимому, стандартно.
Любовь Михайловна КОНКЕЕВА, преподаватель Таскинской средней общеобразовательной школы №6 Каратузского района Красноярского края, представила на суд экспертов слайд-фильмы и инструментовку их подачи для уроков по темам «Четырехугольники» и «Обыкновенные дроби», 5-й класс. Материал, конечно, вполне «работоспособный», но не идеально красивый.
Людмила Валентиновна ПАНКОВА из Воротынской средней школы Нижегородской области решила рассказать о том, как она излагает тему «Теорема Пифагора. Перпендикулярность прямой и плоскости. Удивительный мир геометрии. Арифметическая и геометрическая прогрессии». В прилагаемом уроке представлены презентации, проведена большая работа. Весьма неплохо, но желательно, чтобы слайд-фильмы были более красивыми, включали какие-то нестандартные ходы, ситуации…
Ольга Петровна РАЛДУГИНА из Вертикосской школы Каргасокского района Томской области при изучении темы «Пропорция» пользуется презентацией PowerPoint. Однако программа применяется исключительно как сопровождение к уроку. В этом, конечно, есть свой смысл, но этого мало.
Елена Александровна РОМАНЬКОВА, учитель математики и информатики школы №8 города Канска Красноярского края, поделилась методической разработкой урока геометрии в 11-м классе с использованием программного обеспечения «Интерактивный курс из серии «Открытая математика» версия 2.6 «Стереометрия» издательства «Физикон». Тема многообещающая, можно было развернуться вовсю, однако этого не произошло, а то, что раньше было написано на доске, просто автоматически переместилось на монитор.
Надежда Игоревна СТЕПАНОВА, преподаватель профессионального лицея №16 из Красноярска, использовала слайд-фильм (презентацию) при изложении темы «Золотое сечение». Собственно, к этой разработке применимы все те же замечания, что и к большинству других (недостаточный уровень, качество и так далее).
Ирина Анатольевна КУЗЬМИЧЕВА, учитель начальных классов Арзамасской гимназии Нижегородской области, обрадовала нас материалом «Урок математики во 2-м классе по теме «Приемы моделирования. Площадь фигур» (образовательная система «Школа 2100»). Очень грамотно построенное занятие, в котором ИКТ применяются в меру и, главное, уместно. Порадовало и то, что интерактивную доску SmartBoard, которую нередко используют просто в качестве замены обычной, «меловой», Ирина Анатольевна заставляет работать как на учителя, так и на ученика.
В заключение хочу обратиться к коллегам-учителям: если вам так нравится использовать программу PowerPoint, то, пожалуйста, пользуйтесь всеми ее разнообразными возможностями: скачивайте и помещайте в слайды картинки из Интернета, видеофрагменты, элементы «он-лайн», звуковые эффекты при перемене слайдов, появление и исчезновение фрагментов текста и изображений и все остальное, о чем можно прочитать в любой книжке об этой программе. Но, главное, делайте это красиво. Научиться разным эффектам несложно, однако нужно еще и проявить вкус.
Комментарии