Целеполагание – это определение системы промежуточных (учебных) целей и способов их достижения, «…построение плана своей учебной деятельности», считал В.В.Давыдов. Специфическая функция этого компонента учебной деятельности состоит в том, что ученик соотносит друг с другом действия, которые ему необходимо выполнить, и определяет тем самым в основных чертах ориентировочную основу учебной деятельности. Далее представлены методы и приемы, которые можно использовать для поэтапного формирования и развития целеполагания в младших классах.
1-й этап – первый класс.
Построение цели уроков в вопросной форме. Первоначально функцию формулирования цели в виде вопроса выполняет на себе учитель, но постепенно передает ее ребятам.
Создание специальных ситуаций, в которых дети учатся задавать вопросы по содержанию. На уроках математики это всевозможные задания с недостающими данными. Например, заданы формулы сравнения величин: А>Д, К>С, А?С. Этот пример невозможно решить, так как не определены отношения между величинами Д и К. Чтобы решить его, дети должны обратиться с соответствующим вопросом к учителю. В букварный период дети должны обратиться за помощью к учителю в случае выбора разделительного ь или ъ. Во втором полугодии 1-го класса таких ситуаций на уроках русского языка становится еще больше, когда дети знакомятся с орфограммами сильной позиции и случаями нефонемного написания (синего, красного, учиться, учится).
Создание классной копилки вопросов. В копилку собираются детские вопросы, то есть вопросы на любые темы, придуманные и записанные самими детьми.
Обучение формулированию вопросов, которые способствуют выявлению внутренних связей между явлениями и предметами. Например, вопрос «Что происходит в природе с наступлением осени?» – простой, констатирующий факт наблюдения человека за осенней природой. А вопрос «Почему с наступлением осени многие птицы улетают в теплые края?» выявляет внутренние связи между природными явлениями.
2-й этап – второй класс.
Обучение формулированию вопросов с определенным словом: почему, как, отчего, зачем и т.д.
Создание условий для анализа ситуации, когда и какой вопрос (с какого слова) лучше и правильнее задать. Ориентирование детей на то, что первым в цепочке должен быть вопрос «Почему?». Ответив на него, можно легко ответить на другие вопросы: «Зачем?», «Как?» и т.д.
Создание условий для формулирования учебной задачи, целей урока в виде вопроса самими детьми. Чтобы дети смогли понять свое новое поле незнания, учитель поручает детям самостоятельно сформулировать вопрос, а сам просто уточняет его форму, если это необходимо, и помогает справиться с затруднениями..
Планирование своих действий для выполнения конкретного задания после его прочтения в учебнике.
Создание в коллективно-распределенной деятельности алгоритмов для решения практических задач.
Проведение рефлексивного контроля учебных действий, выполненных для решения учебно-практической задачи (все действия, совершенные в исследовании, необходимо зафиксировать на доске в той же последовательности).
Пошаговое планирование учебных действий для решения учебно-практической задачи. План продвижения к цели ученики намечают самостоятельно.
3-й этап – третий класс.
Предварительное выстраивание всего плана выполнения учебных действий для решения учебно-практической задачи.
Построение последовательной цепочки вопросов в рамках работы по большому учебному разделу.
Таким образом, к концу третьего года обучения ученики обладают целеполаганием, сформированным на уровне превращения конкретно-практической задачи в познавательную, но в коллективно-распределенной деятельности.
Татьяна МОЛОТКОВА, учитель начальных классов гимназии «Золотая горка», учитель года Республики Татарстан-2004, Набережные Челны
Комментарии