Одновременно проходили семинары, «круглые столы» для координаторов проекта, учителей-консультантов. На них шла речь о том, как должен дальше развиваться проект «Гражданин», уточнялись все нюансы работы над проектами. Координаторы и педагоги делились своим опытом, называли проблемы, с которыми они столкнулись в своей деятельности. При обсуждении коснулись и такой важной стороны в проектировании, как выбор темы для проекта, а также необходимости состыковки вопросов, которые хотели бы решить с интересами местного сообщества.
Выступили все двенадцать координаторов. Каждый рассказал, что удалось сделать за полтора года, с какими трудностями столкнулся, какую поддержку нашел на местном уровне, что дает детям участие в проекте «Гражданин». Важное место в этом разговоре заняло взаимоотношение со средствами массовой информации, роль которых в дальнейшем продвижении проекта трудно переоценить. Ирина Скворцова из Ульяновска рассказала о своем намерении объехать в сентябре все школы области, которые вышли в финал регионального конкурса, чтобы продолжить с ними работу.
Людмила Дмитриева из Челябинска поведала об областной конференции на тему «Проект «Гражданин» как средство гражданского воспитания, продолжением которого будет другая – «Проект «Гражданин», опыт, проблемы».
Светлана Уланова из Пензы говорила о ходе реализации планов по продвижению проекта «Гражданин», намеченных после Самарского установочного семинара, состоявшегося в декабре прошлого года, о новых поворотах проекта. Здесь к учителям примкнули работники библиотек и специалисты по делам молодежи, а также классные воспитатели в школах и гимназиях.
В Вологодской области, по словам Валентины Талашовой, значительно увеличилось количество школ, занимающихся социальным проектированием. Благодаря проведенным семинарам многие педагоги поняли важность и значение его для гражданского воспитания ребят. К этому важному делу удалось привлечь представителей бизнеса, депутатов, которые понимают необходимость гражданского воспитания.
В Волгоградском регионе, где координатором является Галина Орехова, к проектированию привлекаются учителя химии, биологии, математики, других предметов. На прошедшие в прошлом учебном году семинары приглашались преимущественно учителя сельских школ, и в результате сельские ребята были чуть ли не в большинстве среди участников регионального конкурса. Их работы отличались глубоким содержанием и технологичностью.
Любовь Баканова, координатор из Калмыкии, сообщила, что прошлый учебный год у них в республике был объявлен годом гражданского образования, в течение которого все учителя знакомились с проектом «Гражданин».
Все республиканские газеты регулярно публиковали материалы на эту тему. Ребята, уже имевшие такой опыт, выступали перед сверстниками с собственными проектами. «Дети учат детей» – такой тренинг был проведен для многих учеников. А с учителями прошло 12 семинаров.
Людмила Будкова поделилась своими успехами. Для учителей Томской области на обучающих семинарах проходила презентация методики проекта. На них приглашались и педагоги дополнительного образования, а также завучи по воспитательной работе, учителя самых разных предметов. Был проведен фестиваль образовательных идей, мастер-класс.
В Алтайском крае – координатор проекта Светлана Шумилова – состоялся фестиваль социальных проектов. Потом фестиваль для педагогов начального профессионального образования. На туристической базе была организована смена «Гражданин» с трехдневным семинаром учителей. На эти занятия приходили руководители местных органов и органов образования.
В Сахалинской области (координатор Татьяна Ваганова) несмотря на сложные погодные условия (шквальный ветер) состоялись все намеченные семинары, в том числе и в отдаленных проблемных районах. 12 районов участвовали в областной акции. Они прислали от 4 до 7 проектов.
Комментарии