search
main
0

Конверт откровений. Тема «Использование дискуссионных технологий в гражданском образовании. Проблема формирования дискуссии у школьников». Занятие для учителей

Цели. После занятия участники его смогут: объяснить термин «культура дискуссии»; организовать в классе урок с использованием различных форм дискуссий, дискуссионных упражнений и игр; продолжить формирование собственной культуры дискуссии; задуматься над необходимостью воспитания культуры дискуссии у школьников и каким образом это осуществлять.

Ход занятия

1-й этап. В начале занятия проводится обсуждение «Что такое дискуссия?» Дискуссия в переводе с латинского означает исследование, рассмотрение. Это такой публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. Как метод обучения основан на обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды отражают собственное мнение участников или опираются на высказывания других.

Участникам предлагается принять участие в импровизированных дебатах на одну из предложенных тем, например, «Власть портит человека», «Феминизм – вредная идеология».

В течение семи минут участникам, объединенным в две команды, дается возможность обсудить тему, готовя аргументацию как «за», так и «против» заявленного тезиса. По жребию определяется, какой из команд предстоит отстаивать позиции утверждающей стороны. В течение еще пяти минут команды готовятся к выступлению. Утверждающая команда продумывает 5-7 аргументов в пользу данной позиции. Каждый новый аргумент представляет один человек, подкрепляя его всеми возможными фактами и доказательствами. Отрицающая команда готовится отвергать («отбивать») аргументы утверждающей, пытаясь их спрогнозировать.

Представитель команды «за», начиная дискуссию, в течение 1-2 минут представляет свой аргумент, после чего команда «против» имеет минуту на обдумывание своего контраргумента. В то же время команда «за» готовит следующий аргумент. В течение 1-2 минут представитель команды «против» приводит свой контраргумент и доказательства на аргумент оппонента. После этого выступает следующий представитель команды «за» с новым аргументом. И так далее.

Итоги дискуссии могут быть подведены совместным решением аудитории и ведущего в зависимости от того, какая команда высказывалась точнее и доказательнее. В обеих командах определяются лучшие ораторы. Дискуссия завершается обсуждением вопросов:

В чем особенности дебатов, как формы дискуссии?

С какими трудностями при проведении этой и других форм дискуссии сталкиваются педагоги?

В ходе обсуждения выясняется, что цель дебатов – дать участникам возможность представить свое мнение в дружеской форме, убедить оппонентов в правильности (преимуществах) позиции команды. Чаще всего тема дискуссии формулируется в виде суждения-утверждения.

К наиболее часто встречающимся трудностям при проведении дискуссии относятся: слабые навыки разговорной речи; соревновательный уклон и стремление непременно победить в споре; нетерпимость к другим мнениям и взглядам; чрезмерная эмоциональность; доминирование одних и тех же членов команды в ходе дискуссии.

2-й этап. Внимание участников обращается на тот факт, что успех дискуссии, ее конструктивный характер, плодотворность в решении вопросов в значительной степени зависят от культуры дискуссии членов той и другой команды. Поэтому необходимо специально организованное обучение культуре полемики. Участникам предлагается путем мозгового штурма выяснить составные компоненты понятия «культура дискуссии», такие, например, как навык аргументации своей позиции, нахождения контраргументов в споре, умение слушать других и уважать их взгляды, умение противостоять давлению окружающих и т.д.

3-й этап. Формирование культуры дискуссии возможно в ходе участия в некоторых ее формах. Например, «Гражданский форум», «Экспромт-диспут». В ходе проведения «Экспромт-диспута» его участники делятся на группы (не менее трех). В течение пяти-семи минут все группы (возможно, исходя из опорных понятий, например, «Детская преступность», «Ответственность», «Наказание», «Закон», «Общество») формируют тему диспута и 2-3 вопроса к нему. Вопросы (тема) должны быть спорными и актуальными. Свой вариант группы записывают на листочке. Затем группы выделяют своих представителей, которые выбирают из всех вариантов один вариант темы и вопросы к ней. Это и есть совет диспута. Из совета диспута выделяется один человек. Он зачитывает тему диспута и вопросы. Это и будет ведущий, который объявляет вопрос и дает время на обсуждение. Затем поочередно каждой из групп предоставляется слово.

Задача их представителей рассказать об итогах дискуссии, выявив наиболее популярные в этой аудитории точки зрения на проблему. Обращается внимание участников на возможность высказаться каждому в микрогруппе, а значит, тренировать один из компонентов культуры дискуссии, на упорядоченность обсуждения, которую задает данная форма, а также на возможность выступать в роли ведущего и выполнять соответствующие функции кому-то из участников.

4-й этап. Формирование культуры дискуссии возможно осуществлять в ходе дискуссионных игр и упражнений.

Игра «Мнение»

В аудитории размещаются три плаката с надписями: «Да», «Может быть», «Нет». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах помещения, а средний – в центре. После заданного вопроса или утверждения все участники переходят под один из плакатов, который соответствует их ответу или позиции относительно утверждения. Ведущий спрашивает: кто хочет сказать, почему он выбрал именно этот ответ. Желающий поднимает руку. Выполняющие упражнение не имеют права на кого-либо нападать, критиковать, спорить. Они спокойно высказывают свое мнение. Участники могут несколько раз переходить из одного «лагеря» в другой.

Примерные вопросы или утверждения:

Смог бы ты полюбить человека другой национальности?

Можно ли все купить за деньги?

Согласны ли вы с пословицей «Один в поле не воин»?

Смогли бы вы помочь другим в ущерб себе?

Курение помогает расслабиться, когда человек нервничает.

Рюмка спиртного согревает зимой.

Зависимость от наркотиков – это просто состояние души.

Игра завершается обсуждением следующих вопросов:

Были ли вопросы, над которыми вы раньше задумывались?

Что чувствовали те, кто оказался в меньшинстве возле того или иного плаката?

Какие чувства испытывали к тем, кто давал ответ, противоположный вашему?

Менялось ли ваше мнение по каким-либо вопросам, когда вы слышали противоположное утверждение?

Данная игра обучает умению свободно высказываться, защищать свое мнение и уважать мнение других.

Игра «Конверт откровений»

Ведущий участник игры садится на стул в центре аудитории, а остальные передают конверт с утверждениями о любви. Задача участника, получившего конверт: зачитать одно из утверждений, помещенных на доставшейся ему карточке. Задача ведущего – определить свою личную позицию по отношению к утверждению и высказать ее вслух. Если участник, который зачитывал утверждение, с чем-то не согласен, он может привести собственные аргументы и передать конверт следующему участнику игры, ведущий тоже меняется.

Примерные утверждения:

1. Любовь – это счастье, основа счастья.

2. Чисто платоническая любовь существует.

3. Любовь – это страсть.

4. Любовь – это свобода.

5. Любовь – это забота.

6. Полюбить можно по расчету.

Игра учит аргументированному высказыванию, умению слушать и принимать позицию другого человека.

Обучение культуре дискуссии возможно как в процессе урочной деятельности, так и во внеурочной, например, в рамках дискуссионного клуба.

5-й этап. Завершить занятие можно в ходе выполнения дискуссионного упражнения «Разброс мнений», когда участникам предлагается вернуться к теме занятия и обсудить утверждение «Формирование культуры дискуссии у учеников – одна из важнейших задач в гражданском образовании». Ставится условие о том, что принимается мнение каждого. Каждый имеет право высказать все, что приходит в голову, продолжив имеющиеся на карточках недописанные фразы самого общего характера, например, такие:

1. «Я не задумывался над этим вопросом ранее, но могу сказать, что…»

2. «Меня в этом вопросе больше всего смущает…»

3. «В соответствии со своим педагогическим опытом я считаю…»

4. «Если попытаться порассуждать, то…»

5. «Я думаю, что часть присутствующих со мной согласится, что…»

Ирина ЯКИМОВИЧ, преподаватель института усовершенствования учителей, Брянск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте