Выбор профессии – один из главных жизненных выборов, который человек совершает в юном возрасте. Не секрет, что далеко не каждая работа приносит удовлетворение, вопреки известному лозунгу, что «все работы хороши». Неудачное самоопределение может стать серьезной причиной многих психологических и жизненных проблем. Поэтому подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии – важная социально-педагогическая задача, которая решается в школе №1502 при МЭИ непрерывно и планомерно.
Постоянно меняющиеся условия нашей жизни определили современное направление развития образовательного учреждения – создание многопрофильного лицея, в котором проектно-исследовательская деятельность и индивидуализация образовательного процесса широко используются как средства повышения качества образования, самоопределения учащихся и реализации интегративной модели «школа – вуз», развития инженерного образования. Формирование профилей лицейских классов, использование социально-экономических и социокультурных ресурсов Москвы, образовательные запросы учащихся и их родителей, направленность факультетов вуза-партнера – НИУ МЭИ – позволили учреждению предоставлять широкий спектр образовательных услуг.Подготовить выпускника социально зрелого, конкурентоспособного, имеющего возможность найти себе применение в любой отрасли науки, экономики и социальной сфере в условиях рыночных отношений – одна из приоритетных задач образовательного комплекса. И школа, выполняя социальный заказ государства, берет на себя такие функции.Одним из действенных способов в решении вопросов ранней профориентации и предпрофессиональной подготовки обучающихся является интеграция возможностей систем основного и дополнительного образования. Сфера дополнительного образования способствует расширению содержания образовательных программ, развитию способностей разных категорий детей, эффективной реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. Более 400 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ различных направленностей – технической (15%), естественно-научной (38%), социально-педагогической (30%), спортивно-оздоровительной (8%), туристско-краеведческой (1%) и художественной (9%), – реализуемых на базе школы, в частности в текущем учебном году, дают ученикам широкую возможность для самореализации, для развития качеств, которые свойственны легко адаптирующейся личности, способной жить и работать в новых социально-экономических условиях и осваивать современные и нужные городу профессии.В рамках урочной деятельности школьники готовят презентации, выступают с рефератами. Нередко именно здесь зарождаются первые ростки будущих серьезных проектов, которые находят свое продолжение в сфере дополнительного образования. Интеграция основного и дополнительного образования позволяет создать единое образовательное пространство, где две системы являются взаимодополняющими друг друга компонентами (а не автономными, как это было ранее).Гибкая современная система дополнительного образования и внеурочная деятельность (элективные курсы, проектно-исследовательские работы) способны удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей в соответствии с их желаниями, интересами и потенциальными возможностями. Обучающимся школы №1502 при МЭИ предоставляется широкая возможность в реализации своих желаний и способностей: это занятия техническим и художественным творчеством, эколого-биологической деятельностью, исследовательской работой, спортом. Образовательное учреждение входит в городские проекты «Инженерный класс в московской школе» и «Академический класс в московской школе». Обучение проходит с использованием высокотехнологичного оборудования. Наши школьники имеют возможность проводить химические эксперименты, осваивать основы электроники, мехатроники, промышленной автоматики, лазерных технологий, биохимии, макетирования и робототехники. На базе образовательного учреждения функционирует уникальная инновационная лаборатория FabLab – компактная цифровая мастерская, в состав которой входят технические аппараты для лазерной резки, фрезеровально-гравировальные станки, приборы трехмерного моделирования, 3D-сканеры, 3D-принтеры, токарный и фрезерный станки с числовым программным управлением, датчики и робототехнические средства. В школе разработана и внедрена программа ранней профориентации и основ профессиональной подготовки школьников JuniorSkills.В рамках городского проекта «Профессиональное обучение без границ» обучающиеся 7‑9‑х классов получают практическую и теоретическую подготовку по профилю профессиональной и трудовой деятельности. На базе колледжа индустрии гостеприимства и менеджмента №23 школьники осваивают профессии автослесаря, оператора ЭВМ, изучают основы делопроизводства.Следует отметить, что в отличие от общего образования, где преобладает теоретическое обучение, в дополнительном образовании и внеурочной деятельности акцент делается именно на прикладной и практической работе, что во многом и способствует как профориентации, так и предпрофессиональной подготовке. Практические формы занятий, различные способы исследования, приближенные к жизни, формируют у ребят желание оттачивать приобретенные ими навыки и способствуют устойчивому интересу к новым знаниям и открытиям.Блок дополнительного образования самый демократичный и социальный в школе. Это особенно важно для детей и юношества – быть в обществе со сверстниками и вместе что-то создавать. А результаты своей работы ребята успешно представляют на научно-практических конференциях «Потенциал», «Наука для жизни», «Инженеры будущего», «Балтийский инженерный конкурс», «Юниор», «Ахилл и Черепаха», турнирах по робототехнике, экологических конференциях «Есть вода – есть жизнь», «Экополис». Ежегодно на базе образовательного комплекса проходят конкурсы и фестивали гуманитарного характера: конкурс «Немецкие (баварские) мотивы», городские исторические чтения «Защитники Отечества».Созданная в нашем учреждении единая образовательная среда на базе передовых цифровых технологий посредством интеграции основного и дополнительного образования становится особым образовательным и поликультурным пространством, «общим местом» жизнедеятельности детей и взрослых, альтернативным анархизму улицы. Старшеклассники школы №1502 при МЭИ способны самостоятельно корректировать свои профессиональные намерения, осуществлять поиск и анализ информации о рынке труда, путях профессионального образования и трудоустройства, что в дальнейшем будет способствовать продолжению их обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению в деловой карьере.Лариса САМОДУРОВА, заместитель директора по воспитательной работе и социализации школы №1502 при МЭИ;Иван ВНУКОВ, заместитель директора по внеурочной образовательной деятельности школы №1502 при МЭИ
Комментарии