search
main
0

Контрольный модуль. Самостоятельное изучение темы «Мейоз» с использованием ЭОР

Эта учебно-методическая разработка подготовлена для учеников 9-х классов основной школы по модульной технологии. Она включает инструкции и рабочую тетрадь ученика, а также дополнительные материалы по теме, содержащие цифровые образовательные ресурсы программы «1С: Школа. Основы общей биологии. 9 класс», презентацию учителя «Мейоз».

Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).

Урок проводится в компьютерном классе, каждый ученик может работать самостоятельно или в паре. Учитель готовит инструкции к уроку, рабочую тетрадь с заданиями и вопросами. При ограниченном количестве компьютеров необходимо заранее распечатать рабочую тетрадь на каждого ученика с учетом полей для ее заполнения. Дети могут выполнить работу во внеурочное время или дома (в случае болезни, надомного обучения), при этом им необходимо указать ссылки в Интернете или предложить информацию на съемных носителях (компакт-дисках, Flash-накопителях).

Технические требования

Мультимедийные компьютеры в классе должны быть объединены в локальную сеть (для контроля учителем работы ученика) с выходом в Интернет. Для использования электронного учебного модуля (ЭУМ) на компьютере нужно загрузить специальное программное обеспечение пользователя – клиентскую часть программной среды ОМС (ее можно найти на сайтах http://eor.edu.ru или http://fcior.edu.ru).

Программное обеспечение ЭОР нового поколения, клиентская часть операционной среды ОМС, включает плейер, органайзер и типовые мультимедиаприложения, объединенные в одном инсталляционном пакете (объем – порядка 10 Мб). Все это может быть размещено в хранилище ФЦИОР или на перемещаемом носителе*.

Тематический элемент «Мейоз» состоит из трех модулей:

bio_2007_191_i мейоз.oms

bio_2007_191_p.oms

bio_2007_191_k.oms

При этом каждый ЭУМ автономен, представляет собой законченный интерактивный мультимедиапродукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи.

Преимущества использования модульного урока

Проведение занятия с использованием ЭУМ повышает эффективность и качество образования, так как ЭОР обладают рядом инновационных качеств:

обеспечивают все компоненты образовательного процесса:

– получение информации (модуль «инфо»);

– практические занятия (модуль «практика»);

– контроль учебных достижений (модуль «контроль»);

интерактивны, что позволяет расширить возможности самостоятельной учебной работы через активно-деятельностные формы обучения;

предоставляют возможность полноценного обучения вне урока.

Получение информации с помощью ЭОР представляет собой изучение объектов и процессов, которые не удается или невозможно наблюдать в школе, в интерактивном режиме. При этом сокращается время на изучение материала по сравнению с его устным изложением учителем. ЭОР позволяют выполнить полноценные практические занятия и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится более познавательным, если ученик использует возможности Интернета. Все это помогает выстраивать индивидуальную образовательную траекторию ученика (особенно для творческих учащихся и детей с ограниченными возможностями).

Цели и задачи урока

В результате самостоятельной работы с ЭУМ изучить механизм мейоза, его биологическое значение, продолжить развитие навыков работы на компьютере.

Выполнение работы

На рабочем столе компьютера находится папка с документами (Урок по теме «Мейоз», Рабочая тетрадь), ЭУМ и приложениями. Ученик открывает Рабочую тетрадь, заполняет первый блок. Затем запускает модули, выполняет задания и одновременно работает в тетради. В инструкции есть соответствующие пояснения, а в случае затруднений в ЭУМ можно найти ответы на некоторые вопросы (рис. 1).

Если встречаются термины или ссылки, то можно тут же получить их определение в небольшом дополнительном окне (рис. 2). В ЭУМ заложена возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и в звуке (желательно использовать наушники) некоторой совокупности объектов, представленных различными способами.

Этапы выполнения задания

1. Ученик изучает информационный модуль, фиксирует основные понятия, рассматривает рисунки, фото- и другие материалы, делает выводы. Используемая при этом технология, основанная на деятельностном подходе, позволяет включать как зрительный, так и слуховой каналы получения информации. Заполнение рабочей тетради включает и мышечную память ученика, что повышает качественное усвоение. Ребенок работает в оптимальном для него темпе, время работы с каждым модулем фиксируется в тетради. Возможна работа как индивидуально, так и в паре (рис. 3).

2. Практический модуль содержит задание, показывающее степень усвоения материала. Работа «Определение хромосомного набора клеток на разных стадиях мейоза» выполняется индивидуально каждым учеником (ее можно загружать несколько раз), результаты фиксируются в рабочей тетради (рис. 4).

3. Контрольный модуль позволяет осуществить самоаттестацию, что каждый ученик выполняет индивидуально. Оценка и другие параметры заносятся в рабочую тетрадь. В конце урока дети распечатывают ее (или заранее распечатанная тетрадь заполняется ручкой и проверяется учителем с выставлением оценки). Для объективности контроля можно предложить детям печатные тесты (рис. 5).

4. Учащиеся, быстро и качественно выполнившие задания модулей, могут изучить дополнительную информацию.

Результативность урока:

самостоятельность учебной работы;

полное усвоение материала за счет многократного повторения элементов;

оперативность представления информации;

удаленный контроль состояния процесса со стороны учителя;

возможность оценить каждого ученика;

высокая производительность урока за счет эффективности учебной деятельности.

Предложенную разработку можно принять как схему для подготовки подобных уроков по другим предметам, курсам. Она не требует длительной домашней работы учителя. Для начала учащимся и педагогам нужно познакомиться с ЭОР нового поколения, провести опытную эксплуатацию отдельных ЭУМ. И в дальнейшем у них обязательно проявится интерес к построению авторских учебных курсов.

Галина ЧУБАРЬЯН, учитель биологии школы №60, Ростов-на-Дону

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте