search
main
0

Контрольные по утрам

Такие учебники, размноженные на ксероксе, получают родители малышей перед тем, как пуститься в самостоятельное плавание. На следующую консультацию они придут через месяц, а то и через два, когда у них возникнут вопросы. Мелкие вопросы, которые возникают по ходу дела, родители, которые учат детей сами, решают, советуясь со знакомыми. Ведь в школу Чапковских все попадают через знакомых, узнают о ней от друзей, а друзья сами когда-то прошли тот же путь и всегда готовы помочь тому, кто только начинает.

Может возникнуть вопрос: для чего вообще привозить малышей на консультацию? Ведь родители чаще всего и сами знают, что им делать. Однако психологи отмечают, что чем старше становится ребенок, тем больше ему хочется, чтобы его успехи и достижения видели не только папа с мамой, но и еще какие-то, авторитетные и доброжелательные, взрослые люди. Наверное, поэтому домашняя школа из дела одной семьи превратилась в об’единение сотрудников, единомышленников, друзей в конце концов.

Надо сказать, что малыши очень серьезно относятся к посещению “школы”. Для каждого из них это экзамен, на котором к тому же есть возможность не только ответить по предметам школьной программы, но и вообще показать, чему научился за то время, что не виделся с учителями. Рисунки, фигурки из пластилина, сочиненная музыка, выученная песенка, самостоятельно сшитая кукла – все это становится поводом порадоваться всем вместе. Не случайно встреча учителей домашней школы с каждым маленьким учеником длится около двух часов. И все это время учителя занимаются только этим ребенком. И папа с мамой сидят рядом.

Когда дети заканчивают курс начальной школы – а происходит это в разном возрасте, – у родителей появляется необходимость не только в консультациях, но и в помощи специалистов-предметников. Конечно, если таких помощников нет, можно взять школьные учебники и самому помочь своему ребенку. В домашней школе нам, к счастью, удалось разделить между собой почти все предметы школьной программы в соответствии с собственными интересами. Старшие ребята занимаются уже в группах. Причем группы эти – разновозрастные, все зависит не от формальной возрастной приписки к той или иной цифре, обозначающей класс, а от уровня подготовки. Надо сказать, что четырнадцати-пятнадцатилетние ребята не считают для себя зазорным то, что английским в одной группе с ними занимается мальчик одиннадцати лет. Если может, “тянет” – значит все нормально.

Старшие ребята приходят на занятия один-два раза в неделю. Количество посещений зависит от потребностей конкретного ученика. Кого-то можно отпустить на всю неделю, не беспокоясь о том, что часть домашнего задания останется несделанной. Сделает все и даже больше, чем задано. Есть у нас такой ученик – на то, чтобы выслушать приготовленное им по биологии, физике и истории за неделю, у Валентины Григорьевны уходит полтора часа. А кого-то надо проверять раз в три дня. По большей части ученики относятся к этому спокойно. Одна девочка тринадцати лет как-то сама попросила разрешения приходить на занятия не один, а два раза в неделю. “Если я знаю, что меня не спросят, – об’яснила она, – я и делать не буду. А я не хочу быть дурой”.

Укаждой группы, как и у каждого ученика, свой характер. Скажем, если самым старшим, ребятам четырнадцати-пятнадцати лет, отменить еженедельный диктант по-английскому, они уйдут с урока недовольные, будут ворчать и говорить, что их обделили. А ведь диктант при этом никто ниже, чем на четверку, не пишет, так что необходимости проверять их нет. В другой же группе контрольную надо устраивать на каждом занятии обязательно, иначе придут с несделанным заданием и домашние упражнения будут делать тут же, “в рабочем порядке”. Правда, и возраст у этих ребят самый трудный.

Как-то один из учеников этой группы сказал, что он уже выбрал себе профессию и точно знает, что в будущем ему не пригодится практически ни один из школьных предметов. Недавно знакомые его родителей открыли частную мастерскую автосервиса, и парень мечтает, закончив девять классов и получив документ об образовании, пойти туда работать. Поскольку наши ученики живут не на необитаемом острове и общаются со своими сверстниками, которые учатся в обычных школах, он уверен, что даже тех знаний, которые есть у него сегодня, вполне достаточно для того, чтобы сдать экзамены. Думаю, он не ошибается.

…Разговор с этим мальчиком у нас был долгий и серьезный. Игорь Моисеевич рассказал ему о результатах последней переписи населения, которая прошла в Советском Союзе. В той переписи данные о семейном положении граждан учитывались не по документам, а со слов. В результате замужних женщин в стране оказалось существенно больше, чем женатых мужчин. Это значит, что многие женщины считали мужчин, которые живут с ними под одной крышей, своими мужьями, хотя и не собравшимися поставить соответствующий штамп в паспорте. Мужчины же считали себя абсолютно свободными. “Я хочу, – сказал Игорь Моисеевич нашему ученику, – чтобы у нас с тобой не было таких несоответствий. Мы считаем тебя своим учеником, а ты, оказывается, нашим учеником себя не считаешь. Ты решил просто отсидеть до конца года, ничего не делая. Тогда уходи. Давай вести честные отношения”.

Парень тогда ничего не ответил. Но через неделю пришел подготовленным. Надолго ли хватит? Не знаю. Но отчетливо понимаю – контроль в этом случае необходим.

Мне могут сказать, что образование, тем более образование домашнее, – дело добровольное. Может быть, от таких учеников в самом деле лучше избавляться? Пускай родители сами думают о том, что делать со своим повзрослевшим чадом, в конце концов это их проблемы. Но с этим мальчиком нас связывают несколько лет совместной работы, и сейчас, когда у него возникли трудности, нам не хочется бросать его на произвол судьбы.

Родители, которые преподают в домашней школе не только своим, но и чужим детям, то есть те, кто, не бросив своей основной профессии, сумел стать еще и учителем, сталкиваются с очень интересным явлением. Их дети, которые, чем старше становятся, тем настойчивее отстаивают свое право заниматься дома самостоятельно, на занятиях охотно рассказывают о том, что сделано дома. Как будто мама, переместившись в другое пространство, перестает быть мамой, а становится учителем. А может быть, немаловажную роль здесь играет то, что вокруг собираются сверстники, соученики, перед которыми хочется продемонстрировать, что и ты не лыком шит.

И еще мне хочется обратиться к тем родителям, кто очень занят, и рассказать в заключение об одной семье. В семье трое детей, которые учатся в домашней школе. Родители очень заняты, большую часть времени дети проводят дома одни. Раньше иногда случалось, что, заигравшись, младшие (мальчику – одиннадцать лет, девочке – девять) не успевали приготовить уроки. И тогда мама предложила им проверять домашние задания друг у друга. Дети легко с этим согласились. Конечно, девятилетняя девочка не может проверить у старшего брата задание по алгебре. Зато она может методично и дотошно посмотреть, все ли заданные номера имеются у брата в тетради. Правильность решений оценит потом Игорь Моисеевич.

Одиннадцатилетнему мальчишке тоже скучно вникать в упражнения по русскому языку, которые написала в тетради его сестра. Но наличие упражнений проверить недолго. Так продолжалось примерно месяц. Недавно дети попросили разрешить им не проверять друг у друга задания. Они уверены, что могут справиться сами.

Вот уже две недели мама с утра пролистывает тетрадки. Конечно, утром хочется поспать лишние пятнадцать минут, но в конце концов это не такая большая жертва, если вспомнить, каким важным делом они заняты все вместе. Прошло всего две недели нового этапа самостоятельности. Рано, конечно, говорить, но пока – все получается.

Наталья ХМЕЛИК

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте