Для преодоления пробелов в действующем законодательстве следует прежде всего принять специальный закон. Назовем его условно Законом “Об общем образовании”. Он мог бы развить и конкретизировать основные положения, регламентирующие сферу образования: педагогические, управленческие, трудовые и имущественные отношения.
Как основные меры, призванные обеспечить качественное общее образование, действующее законодательство закрепляет право учащихся на ускоренный курс обучения и обучение по индивидуальным программам, а также введение платных образовательных услуг, семейного образования, частных образовательных школ и гимназий.
30% респондентов-родителей хотели бы дать своему ребенку семейное образование. Эту форму обучения поддерживают 37% респондентов-учителей и 65% директоров школ. Основное достоинство этой формы обучения видится в том, что оно позволяет получить образование детям, страдающим различными заболеваниями.
80% респондентов-учителей рассматривают появление частных образовательных школ как положительное явление в общем образовании, связывая с ним надежды на преодоление сложившихся стереотипов и недостатков государственных и муниципальных школ.
Многие родители считают, что платные услуги нужны, либо полагают, что они скорее нужны, чем не нужны. По индивидуальным программам хотели бы учиться 71% респондентов-учеников 10-11-х классов. В то же время к своему праву на индивидуальное обучение большинство респондентов-учащихся отнеслись негативно.
В законе об общем образовании надлежит установить действенный механизм, способный обеспечить широкое внедрение в образовательный процесс частных образовательных школ, семейного образования, обучения по индивидуальным программам, составленным с учетом мнения обучающихся, платных образовательных услуг.
Важнейшей составной частью такого закона должны стать нормы, закрепляющие правовой статус педагогов, а также механизм правового регулирования, способный побудить их к активному и творческому использованию новых методов и форм обучения. Пока это право реализуется недостаточно активно. Лишь 65% респондентов-учителей ответили, что используют новые методы обучения и воспитания, 33% – применяют новые способы аттестации знаний учеников. Однако эти ответы вряд ли отражают действительное положение дел. Ибо на вопрос “Каким образом можно привести школьное образование в соответствие с современными требованиями?” 81% респондентов-учителей ответили, что необходимо обеспечить реальное осуществление прав педагогов на выбор методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, методов оценки знаний учащихся.
В качестве меры, обеспечивающей права педагогов в организации и проведении учебных занятий, можно назвать материальное стимулирование педагогов, использующих новые методы обучения и аттестации знаний, поскольку такой труд педагога носит творческий характер, требует дополнительных трудовых затрат.
Другая мера – организация автоматизированных банков данных о новых методиках обучения и воспитания, учебных пособиях. И наконец, осуществление дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений за посягательство на права педагогов. Следует, однако, предусмотреть в законе и действенные меры против неоправданных педагогических экспериментов и недобросовестных преподавателей, не способных к надлежащему исполнению своих обязанностей или посягающих на права учеников.
До сих пор школьному образованию присущи такие негативные явления, как взимание дополнительной платы со школьников за выполнение своих педагогических обязанностей.
Закон об общем образовании должен содержать самостоятельную норму, гарантирующую реальность принципа бесплатности общего образования. Следует установить запрет на всякого рода практикуемые ныне доплаты за дополнительные занятия с отстающими учениками, проверку контрольных работ, выполненных повторно, пересдачу зачетов и экзаменов. Все это преподаватели должны выполнять бесплатно. Названные виды работ составляют неот’емлемую часть образовательного процесса, который, согласно Конституции РФ, является бесплатным.
В современных условиях финансовое и имущественное положение общих образовательных учреждений вызывает особую тревогу. Из-за систематического недополучения необходимых денежных ресурсов в школах устарела активная часть основных фондов, а аварийный фонд общеобразовательных учреждений возрос до 6,2%. Возник дефицит с учебниками и учебными пособиями, оплата труда работников государственных и муниципальных школ уже давно не соответствует интенсивности и характеру преподавательского труда, уровню квалификации и социальной значимости педагога. Все это порождает отток наиболее квалифицированных работников государственных и муниципальных школ на другую работу или в частные образовательные учреждения.
Бюджет на 1995 год показывает, что финансирование школ, их материальное положение не улучшатся. А это означает, что школы не будут получать необходимых материальных средств для организации нормальной работы. Поэтому закон об общем образовании должен предоставить право негосударственным и муниципальным образовательным учреждениям беспрепятственно заниматься предпринимательской деятельностью. Закон РФ “Об образовании” в ст.47 предоставил такое право школам, но на местах учредители, органы местного самоуправления, налоговые службы устанавливают искусственные препятствия.
Для того чтобы школа могла, получая доход, реинвестировать его в образовательный процесс, повысить, к примеру, заработную плату работникам общих образовательных учреждений, в законе об общем образовании следует предусмотреть расширение и конкретизацию прав и обязанностей школы в предпринимательской деятельности, а также порядок распределения доходов.
Необходимо более точно установить сферы деятельности, финансируемые из бюджета и осуществляемые за счет доходов от платных услуг; в дальнейшем совершенствовать и конкретизировать действующие нормы, регламентирующие имущественные отношения. Согласно ст.39, Закона РФ “Об образовании”, все имущество образовательного учреждения подразделяется на два вида: собственность учредителя и собственность учреждения. Реализовать образовательному учреждению свое право на распоряжение собственными средствами очень сложно. Дело в том, что учреждение подчас не может использовать собственные средства как собственные, их оформляют как собственность учредителя. Учредитель ограничивает право образовательного учреждения на распоряжение этими средствами. Поэтому иногда при расторжении контракта требование работника о выделении ему его доли собственности ставит администрацию школы, органы управления образованием в тупик. Значит, в законодательстве должны быть решены вопросы о природе той или иной формы собственности.
Итак, между желаемым и действительным в законе огромная дистанция? Будем ее преодолевать.
Владимир ШКАТУЛЛА,
профессор, ведущий научный сотрудник.
Владимир СЫРЫХ,
начальник отдела Института
законодательства и сравнительного
правоведения при Правительстве РФ
Комментарии