search
main
0

Контрольная в чате. Техническое творчество, иностранный язык и философия Макаренко – три кита Усть-Лабинска

Накануне единого государственного экзамена Управление образования Усть-Лабинского района Краснодарского края и благотворительный фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски при поддержке «Учительской газеты» пригласили в Усть-Лабинск «играющего тренера» Вадима Муранова, лауреата конкурса «Учитель года России-2009», учителя физики из подмосковного Ногинска. В школе №2 именитый гость развернул «с колес» исследовательскую лабораторию для ребят из седьмых, восьмых и девятых классов, с одиннадцатиклассниками совершил многочасовой «марш-бросок» по решению ЕГЭ-задач части С и провел мастер-класс для коллег-физиков. В итоге дети буквально взяли Вадима Александровича в плен и не хотели отпускать, требуя все новых и новых заданий, а учителя признавались, что такие встречи – это «глоток свежего воздуха», «повод для серьезных раздумий», «редкая удача» и уж точно лучшая альтернатива традиционным курсам повышения квалификации.

Лирика физиковПроблемы у физиков везде одни и те же, будь то средняя полоса России, будь то Кубань: бег с препятствиями под названием «подготовка к ЕГЭ», сокращение часов, безвозвратно устаревшее оборудование, зарплата, наконец. Круглый стол, завершавший встречу усть-лабинских педагогов с Вадимом Мурановым, начался с самого болезненного вопроса, от которого любого учителя начинает сегодня потряхивать, как в тропической лихорадке: «А как вы, уважаемый коллега, добиваетесь в своей работе качества и что это, на ваш взгляд, вообще такое?»- Качество в том смысле, в каком его принято понимать сейчас, – это вожжи, которыми очень удобно сдерживать и направлять учителя. Честно вам признаюсь: я эти вожжи пытаюсь с себя скидывать как можно чаще и активнее. Потому что для себя определяю качество совершенно иначе. Если у меня дети приходят на следующий урок, говорят, что нашли в Интернете описание какого-то опыта и просят его провести для всех, – это качество. Когда над классом прокатывается их дружное «прикольно» – это качество. А двойки за нерешенные задачи – это частности и вообще не показатель. В конце концов, у тех, кому физика будет необходима для поступления, еще есть время, чтобы научиться их решать, а другие, кому мой предмет, возможно, в будущем профессионально не понадобится, сохранят о нем добрые воспоминания как о чем-то волшебном, таинственном, азартном. А баллы, оценки и прочие средние арифметические – это, простите, уже не качество, а количество. И меня оно волнует меньше всего.Выпустив пар и тут же в очередной раз убедившись, что их выбор единственно верный, потому что на другом месте и в иных жизненных декорациях они все равно себя не мыслят, учителя расстались необычайно довольные друг другом. Хозяев радовало, что удалось выговориться и душу отвести, но куда больше грело, что столичный гость искренне благодарил их за учеников – прекрасно подготовленных, любопытных, думающих, мобильных, готовых работать в только что сбитых незнакомых командах. На флешках уносили презентации, которые Вадим Александрович раздавал щедрой рукой, обсуждали, что из увиденного можно будет показать в классе уже на следующем уроке. Кстати, попробовать себя в роли наставников после занятий у Вадима Муранова смогут и усть-лабинские школьники: все они проведут для своих одноклассников мастер-классы, где постараются повторить то, что увидели и узнали.Здесь будет город-садУсть-Лабинск – территория прогрессивная. Возможно, потому что здесь много солнца и у людей энергии через край. Но скорее оттого, что есть условия, как и куда эту энергию выплескивать. Почетный гражданин города и уроженец этих мест – один из крупнейших российских предпринимателей Олег Дерипаска. Свою малую родину он не забыл и инвестирует в нее широко и обильно. Родную школу №2, много лет не знавшую ремонта, перестроил полностью, этим летом подарит ей стадион. Храм выстроил, новую библиотеку и детский сад, музей. Осыпающийся долгострой в центре города превратил в детский досуговый центр «Созвездие». Талантливых детей отправляет учиться в Москву. В ближайшем будущем планируется открытие частного естественно-научного и физико-математического лицея для воспитания «инженерных мозгов». При содействии фонда «Вольное дело» Усть-Лабинский район включился в программы «Школа нового поколения», «Компьютер для школьника».По словам генерального директора фонда Тамары Румянцевой, в будущем учебном году в Усть-Лабинске основной упор будет сделан на два проекта: развитие технического творчества детей и молодежи на базе программы «Робототехника» и обучение иностранным языкам, благо в городе уже десять лет работает собственный лингвистический центр.- Нам очень импонирует философия командной работы, – говорит Тамара Дмитриевна. – Именно эти ценности мы и закладываем в программе «Робототехника» и «Школа нового поколения».Лет двадцать назад Западная Европа и Америка столкнулись с огромной проблемой, решить которую не так-то просто: долгое время воспитывая индивидуальность, они вырастили не одно поколение индивидуалистов, не способных жить в обществе и выстраивать с ним нормальные отношения. У них нет семьи, они долго не задерживаются на одном рабочем месте, потому что люди им мешают. Отсюда глобальная проблема одиночества. Только подумайте: 40 процентов жителей развитых стран одиноки! Вот они и ухватились и за Макаренко, и за его коллективное воспитание. Потому что в этом единственное их спасение. И нам, пока не поздно, надо к этому возвращаться.Цифровые первопроходцыПрограмма «Компьютер для школьника» развернута в восьми российских регионах. Усть-Лабинский район в проекте пять лет, а значит, в начальной школе выросло уже целое поколение ребят, для которых индивидуальный ноутбук дело обычное и само собой разумеющееся. В целях «преодоления цифрового неравенства» на парту каждому ученику с первого по четвертый класс был поставлен личный маленький компьютер-классмейт, оснащенный программами по основным предметам и замкнутый в локальную сеть.Наталья Панкратова ведет урок русского языка в четвертом классе пятой усть-лабинской гимназии. Тема разговора – правописание мягкого знака на конце наречий. Контрольные упражнения – не в тетради, а на компьютере. На своем мониторе учитель сразу видит, кто чем занят, кто вошел в программу, а кто все еще «раскачивается». Это не отменяет, конечно, традиционных форм работы, но вносит в урок приятное разнообразие. Дети особенно оживляются, когда им разрешают выйти в групповой чат. По сути это проверочная работа: каждый должен написать несколько наречий с мягким знаком и слова-исключения. Наталья Александровна проверяет работы у себя на компьютере в режиме реального времени. Но по форме это переписка, развлечение.- Мы используем классмейты каждый день, правда, не на каждом уроке: сегодня на русском, завтра на математике или окружающем мире, – объясняет Наталья Панкратова. – Поначалу мне было, конечно, непросто. Времени на подготовку уходило куда больше, да и во время урока его стало катастрофически не хватать: одно дело открыть тетрадь, совсем другое – включить компьютер и дождаться, пока он загрузится. Но детям сразу стало проще и интереснее, самые сложные темы усваиваются значительно легче.Роза Румбешт преподает географию в школе №6 им. И.Т.Сидоренко. Она «цифровая звезда» района, все презентации и интерактивные тесты делает сама и уже вообще не представляет, как могла когда-то работать без компьютера. Глядя на Розу Федоровну, ее ученики тоже начали составлять электронные учебники и проверочные работы по самым разным предметам, кому что ближе и интереснее.- Компьютер – это неотъемлемая часть сегодняшней детской жизни, – говорит Роза Федоровна. – И если мы хотим ребенка «заразить» своей наукой, лучшей приманки, чем информационные технологии, придумать сложно. Да и зачем, раз решение само в руки идет? Проблем, конечно, достаточно: в школах нет ставок системных администраторов, все ложится на плечи учителя информатики, а это неправильно. Если в учебном заведении несколько сотен машин, локальная сеть, то должен быть и специальный человек, который за все это отвечает. Не хватает профессионального контента, каждый педагог выкручивается сам как может. Но мы ведь только в начале пути, со временем, уверена, все наладится.По мнению Марата Джаманбаева, руководителя проекта «Компьютер для школьника», если сейчас родители покупают детям учебники, то не за горами тот день, когда, провожая ребенка в первый класс, они будут класть ему в портфель собственный ноутбук. А задачей школы станет загрузить в него нужные учебные программы. И задача сегодняшних «цифровых первопроходцев» – проложить удобный маршрут, отметить «красными флажками» опасные места, чтобы тем, кто пойдет за ними – и детям, и взрослым, – было легче.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте