Начну с трех маленьких поучительных историй.
Посадил горожанин в апреле картофель, а в мае идет урожай собирать. Ему говорят, что рано, а он отвечает, что знает, что рано, а кушать все равно хочется.
Мальчонка дошкольного возраста пытался раскачать массивные качели, беспорядочно толкая их – то впопад, то невпопад. Ему показали, как это надо делать, и он быстро освоил эту премудрость.
У бравого солдата Швейка спросили, что он делает, прежде чем почистить ружье. И он ответил: “Смотрю на его номер, чтобы по ошибке не вычистить чужое”.
Во всех трех случаях проявляется принцип своевременности. Этот принцип существует в живой и неживой природе, он отражает закономерности периодически повторяющихся явлений, он связан с такими явлениями, как классический и параметрический резонанс, автоколебания и др. Он узаконен не только в технике, но и в таких науках, как физика и философия.
В педагогике тоже есть периодически повторяющиеся явления, а вот принципа своевременности почему-то нет. Говорят, что РАО не хочет себе жизнь усложнять. И из-за этого происходят очень смешные вещи.
Приезжает в школу бригада управленцев – проводить так называемый фронтальный контроль школы по 40 параметрам. Две недели короли контроля заставляют школу работать на износ, у всех – стресс. Но никто не осмелится сказать: “Господа бестолковые, что же вы делаете? Из 40 оцениваемых признаков только два-три оцениваются своевременно. А вот остальные (37-38) оцениваются невпопад, и такой контроль приносит гораздо больше вреда, чем пользы”.
Уместно заметить также, что такая проверка вовсе и не фронтальный контроль: тот проводится по всем школам одновременно, но по двум-трем общим вопросам. Это и не итоговый контроль, так как проводится в середине года, когда еще не созрел школьный “урожай”. Это и не стимулирующий контроль – резонансные условия не соблюдаются. Это и не диагностический контроль, проводимый для определения первоочередных задач. Это скорее всего восторг-контроль, устрашающе тотальный, смысл которого искать бесполезно. Страшное потому и страшно, что бессмысленно.
Ну а что же контроль настоящий? Каким он бывает?
Итоговый контроль в форме экзаменов и годовых контрольных работ проводится в конце года, и не надо его дублировать. Зуд административного восторга? Приезжайте на экзамены – отведете душу. Только сначала позаботьтесь об адекватных измерителях успешности обучения для условий разных классов, о критериях воспитанности.
Стимулирующий контроль – дело очень тонкое. Тут важен не только набор критериев, но и частота контроля, и формы гласности, и характер мотивации, и исключение факторов, разрушающих ее. С ним лучше справится школьная администрация.
Хорошо бы заняться диагностическим контролем – это самый эффективный вид контроля. Только нужно поторопиться с организацией районных диагностико-технологических лабораторий. Мониторинг – это совсем не удовлетворение своего любопытства за государственный счет, он не может быть бесцельным, как считают некоторые министерские чиновники. Эффективный мониторинг – это диагностико-технологическая реализация обратной связи, и его назначение – выделять первоочередные задачи. Такой мониторинг имеет три составляющие:
отслеживание по каждому ученику небольшого числа (не более 10 за учебную четверть) наиболее значимых признаков;
диагностический анализ для выделения первоочередных задач;
прогноз по поводу возможного применения технологий.
Рациональнее всего организовать специальные лаборатории в районных или городских отделах образования. Для этого потребуется всего пара компьютеров и две ставки сотрудников. Правда, есть уже и такие “специалисты”, которые предлагают программы с отслеживанием 200 тысяч единиц информации (по 200 признаков на каждого из тысячи учеников типовой школы). Такой вот “тотально-компьютерный мониторинг” обязательно доконает всех и приведет к дискредитации хорошей идеи.
Всеволод ЗАЙЦЕВ,
кандидат педагогических наук
Комментарии