Как вы относитесь к переводу бюджетной и внебюджетной деятельности государственных средних специальных образовательных учреждений в казначейство? Такой вопрос мы задали руководителям ссузов.
Станислав КОРОБКОВ, директор Московского государственного колледжа информационных технологий:
– Когда нас “заманивали” в казначейство (писали письма, насильно закрывали счета в банках), то обещали, что каких-либо тяжелых последствий по этому поводу не будет, что эта система только облегчит работу бухгалтерий учебных заведений. На самом деле все оказалось намного хуже, чем мы ожидали. Текущие расходы постоянны, и если раньше мы могли использовать внебюджетные средства по своему усмотрению, то сейчас вынуждены во всем себя ограничивать. Причем от нас требуют такие же документы, как при расходовании бюджетных средств. А это во многом затрудняет работу колледжа.
Однако не только нам трудно. В казначействе тоже возникают проблемы, которые и себе, и нам создает неподготовленный персонал. Сотрудники ведомства не знают, как с нами работать, на них “висит” огромный объем работы, с которой они не справляются. Но, несмотря на все недостатки, я считаю, что перевод государственных учебных заведений в казначейство был правильным. Ведь внебюджетные деньги мы зарабатываем на государственных площадях и государственном оборудовании. Поэтому контроль здесь нужен, но не слишком бюрократический. Директора ссузов меньше бы возмущались, если бы схема отчета была простой, но боюсь, что дальше нам будет все сложнее работать с казначейством. Как бы не заставили сметы в Министерстве образования утверждать!
Директор колледжа, пожелавший остаться неизвестным:
– Если одним словом охарактеризовать мое отношение к этому захвату денег, то отрицательно. Объясню почему. На новую систему отчета мы перешли с 1 декабря, а первый платеж нам перечислили лишь 18 января. Наши платежи, особенно по арендной плате, всегда идут с большими опозданиями и обезличенные. Мы не знаем, кто и сколько нам заплатил, не знаем, сколько на счете. В бухгалтерии жалуются, что платежки приходится переделывать несколько раз, потому что сотрудники казначейства находят в них массу ошибок. Я вынужден был специально выделить отдельную должность бухгалтера, работающего только с казначейством. Хотелось бы отметить ответственность, которая лежит на этом сотруднике. Ведомство определило банк, который находится совсем в другом конце города, в то время как раньше наш банк находился через дорогу. Теперь бухгалтер вынужден с деньгами ездить через всю Москву. Разве это говорит в пользу казначейства?
Еще одна проблема, которую нам создало казначейство, – это авансирование. Так, при оформлении договорных работ авансирование идет в количестве 20%. Бюджет на ремонт выдает около 200 тысяч рублей. Значит, на аванс я могу перечислить не более 40 тысяч, тогда как в любой строительной организации, чтобы начать работы, стоимость аванса должна быть не менее 40%. Все это значительно затягивает сроки ремонтных работ.
Я ни в коем случае не отрицаю контроль за расходованием средств учебных заведений, только работа должна быть оперативной. Для казначейства СПО – новое, незнакомое дело, поэтому персонал работает медленно, порой неквалифицированно. Возможно, когда-нибудь ситуация изменится, но я с трудом верю, что это произойдет в ближайшее время.
Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров ссузов России, директор Красногорского оптико-электронного колледжа:
– С введением новой системы автономия самостоятельности училищ в какой-то степени нарушилась: казначейство вмешивается в оперативную деятельность учебных заведений, осуществляя контроль за исполнением смет. К тому же у директоров СПО еще одной головной болью стало больше: банки находятся на значительном расстоянии от учебного заведения, что приводит к определенному риску доставки наличности в колледж. На перечисление денежных средств теперь надо готовить куда больше документов. Мне не совсем понятно, почему ввели эту систему, ведь осуществлять контроль через бухгалтерскую статистику можно без проблем. Если от этого отказаться нельзя, необходимо более четко прописать функции органов казначейства и учебных заведений в соответствии с их автономией и самостоятельностью.
Без сомнения, казначейство мешает работе образовательных учреждений и ухудшает их экономику. Во-первых, значительно увеличились сроки прохождения различных платежей, что создает неудобства партнерам по хозяйственным договорам. Во-вторых, средства, которые несвоевременно зачисляются на счета, создают определенную неуверенность и экономическую нестабильность учебного заведения. В-третьих, из-за задержек выписок по остаткам счетов и подтверждений прохождения платежей техникумы и колледжи в срок не отправляют отчеты в налоговую службу, что приводит к штрафным санкциям. В-четвертых, теперь мы не можем свободно использовать самостоятельно заработанные средства. Например, при задержке бюджетных зарплат директора нередко использовали внебюджетные средства как внутренние займы. Теперь этого делать нельзя.
На мой взгляд, основная проблема некачественной работы казначейства заключается в кадрах. Сотрудники малоквалифицированные, некоторые даже не знают бухгалтерского учета, а о специфике бюджетных организаций, которые имеют ряд особенностей, я и не говорю. Союз директоров ссузов России неоднократно в письмах указывал на недостатки работы казначейства, однако пока каких-то результатов мы не видим. И как скоро ситуация поменяется в лучшую сторону, никто сказать не может.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии