Цели урока: развивать интерес к географии, к знаниям, к самостоятельному добыванию знаний; продолжить совершенствование навыков работы с картами и атласом; воспитывать ответственность и бережное отношение к природе в целом, к природе южных материков в частности.
Оборудование:
компьютер для просмотра презентации видеофильма «Путешествие по Южной Америке»;
мультимедийный проектор;
«Физическая карта полушарий»;
таблицы «Животный и растительный мир материков»;
рисунки, творческие поделки, плакаты.
Ход урока
За две недели до занятия ученики получают задание: отправиться в экспедицию на один из южных материков и поделиться своими впечатлениями. Класс делится на две команды, группы экспертов и начинает самостоятельно, работая с дополнительными источниками знаний, готовить отчет своей группы, одновременно составляя вопросы – задания своим соперникам для дальнейшего выявления сильнейших.
Подготовка к основному этапу урока
Учитель: Мы совершили интересное путешествие по южным материкам, побывали в самых разных уголках: в непроходимой сельве и безжизненной Сахаре, в высокогорьях Анд, любовались красотами водопада Виктория и кормили с руки маленького кенгуренка. Все это позволило составить образ южных материков, выяснить, в чем их неповторимость, общие особенности природы и их различия.
Цель нашего сегодняшнего урока – обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.
Наши гости – группа экспертов:
– участник похода в Антарктиду;
– руководитель экспедиции по дебрям Амазонки;
– бывший китобой;
– главный Робинзон Австралии;
– известные климатологи и почвоведы (выбраны из числа учащихся класса).
Обобщение, систематизация, контроль знаний
Слово предоставляется группе «Ягуары»:
Я ркие
Г ордые
У мные
А ктивные
Р ешительные
Цель нашей экспедиции – совершить путешествие по природным зонам Южной Америки, познакомиться с особенностями природы материка, выявить взаимосвязи между природными компонентами и собрать наглядный материал видового разнообразия. На протяжении всей работы с нами путешествовал, делал снимки наш бессменный оператор. Сегодня презентация видеофильма «Путешествие по природным зонам Южной Америки».
Во время экспедиции мы знакомились с удивительными растениями и разнообразными животными. Интересные моменты из жизни обитателей этого материка мы засняли на пленку.
Наши исследования шли по такому плану:
Влажные экваториальные леса (сельва).
Саванны и редколесья.
Степи (пампа).
Пустыни и полупустыни (Патагония).
Анды.
Охрана природы Южной Америки.
К сожалению, леса Амазонки уничтожаются. Чтобы их спасти, создаются заповедники и национальные парки, которые служат одновременно и центром культуры. Здесь находится известный всему миру ботанический сад, где собрано более 5 тысяч растений.
Слово – группе «Путники» из Австралии
Свои впечатления от увиденного на самом удаленном, самом удивительном материке они выразили в стихах.
Вы в Австралии бывали?
Вы Австралию видали?
Неужели никогда
Вы не ездили туда?
А вот с нами так случилось:
Нам Австралия приснилась.
Вы послушайте сейчас
Наш короткий сон-рассказ.
Увидали дивный лес:
Там деревья до небес
И бутылки там растут,
И лианы там и тут.
Очень странная страна –
Любит пошутить она.
Эти звери, погляди,
Носят сумки впереди.
Австралия – богатая страна,
Имеет уголь, нефть
и золото она.
Имеет развитое
производство,
Большое место занимает
овцеводство.
А местные аборигены подарили нам свой амулет в виде ладони и национальную маску.
Учитель: Спасибо командам за содержательные отчеты; переходим к выявлению сильнейшей команды, определяя победителя.
Начинаем проверку капитанов. Проверим, способны ли они вести свои команды по материкам и океанам, преодолевать трудности и опасности на пути.
Конкурс капитанов «Три на три»
Вопросы капитану группы «Ягуар»:
Почему австралийцы не любят кроликов? (…там кролики страшней, чем наводнение…)
Самое известное растение нильских болот? (Папирус)
Вопрос в конверте. В конверт положены порошок какао и листок с заданием: назовите растение, из которого в конечном итоге получается вкусный напиток и шоколад, его родину, области культивирования.
Вопросы капитану группы «Путники»:
Чем отличаются тутси и пигмеи? (Ростом)
Он очень странный зверь
(особенно трехпалый),
Но вместе с тем он –
Верь не верь! –
Довольно славный малый.
Он ни за что и никогда
Не станет причинять вреда
Зверям любой породы,
И не вина его – беда,
Что избегает он труда,
Таков он от природы!
(Ленивец)
Вопрос в конверте. В конверт положены несколько зерен кофе и листок с заданием: назовите растение, которое дает эти плоды, его родину…
Учитель: С карты начнем и мы, проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру.
Конкурс «Чудеса земли»
На заранее приготовленном листе с контурами южных материков и некоторыми записями на них ученики поясняют, что это за чудо.
1054 – высота Анхеля.
+58 – самая высокая температура Земли.
Сахара – самая большая пустыня.
Анды – медный пояс. Горы Южной Америки.
-89 – самая низкая температура Земли.
Атакама – самая сухая пустыня Земли.
5140 – высота Антарктиды.
Конго – самая полноводная река Африки, дважды пересекающая экватор (можно усложнить задание и попросить нанести эти объекты на контурную карту).
Эксперты подводят предварительные итоги.
Учитель: А сейчас к нам в гости приехал и просит дать слово видавший виды турист и охотник, бывалый путешественник и знаменитый морской волк Алеша Перепуткин. Только фамилия у него подозрительная – Перепуткин. Поэтому слушайте его внимательно с карандашом в руке. Если что перепутает, запишите и отошлите экспертам.
Перепуткин: Я очень рад, что попал к людям, знающим географию. Путешествия – моя страсть. Я объездил весь земной шар! Из Европы через Индийский океан я попал в Южную Америку, а оттуда через Тихий океан – в Африку, в саванны. Стояло жаркое, сухое лето. На безбрежном травянистом море выделялись громадные баобабы и карликовые березки. Я решил поохотиться на кенгуру. Но где взять оружие? Меня осенило, ведь в саваннах живут пигмеи, и у них можно одолжить бумеранг. Я так и сделал. Засел, прицелился, жду… Вдруг из-за эвкалипта показались шея, затем зубы, потом уши. Я в страхе закрыл глаза и стал ждать, что же еще покажется из-за дерева. Но… ничего страшного!
Из-за него выбежал белый медведь. Я метнул в него бумеранг. Но, признаюсь, такой опытный охотник, такой знающий географ, как я, на этот раз промахнулся, чего раньше никогда не бывало. А этот неблагодарный бумеранг возвратился и ударил в мой единственный цилиндр, и он получил несколько пробоин. Но такие пустяки меня ненадолго огорчают. Убежал медведь – ну что ж, убью бегемота, носорога или слона, или другое насекомое и докажу, что я охотник.
А пока я сел под баобабами и решил перекусить, чтобы пополнить истраченные силы. Вдруг из травы выскочила стая диких собак Динго и понеслась прямо на меня. В мгновение ока я очутился на вершине эвкалипта. Дрожащими руками я срывал плоды этого дерева – финики – и бросал ими в собак. На этот раз я не промахнулся, под деревом образовалась груда трупов. С гордостью я спрыгнул с дерева и поспешил к вам.
(Команды выписывают перепутанные слова: Индийский океан, Тихий океан, карликовые березки, кенгуру…)
Игра «Ромашка»
Готовится заранее. Команды поочередно отрывают лепестки с вопросами и отвечают на них: Какой континент тянется от буквы «А» до «Я»? Бывает ли атлас каменный? Какой мыс самый музыкальный? Когда человек бывает рекой? Какая земля горит под ногами? Назовите самый тонкий и острый мыс. Какое государство можно носить на голове?
Конкурс «Третий лишний»
1. Игуасу, Анхель, Виктория, Чад.
2. Виктория, Эйр, Косцюшко, Танганьика.
3. Карибское, Карпентария, Арафурское, Красное.
4. Дрейка, Гибралтарский, Лазарев, Магелланов.
5. Эребус, Котопахи, Титикака, Камерун.
6. Антарктида – Африка – Арктика – Австралия.
7. Индейцы – Папуасы – Тапиры – Кабокло.
8. Бамбук – Гелея – Сейба – Эвкалипт.
В Африке есть:
горы: Драконовы, Атласовы, Анды;
много озер: Титикака, Танганьика, Чад;
много рек: Муррей, Конго, Нил;
разнообразный животный мир: слоны, львы, пингвины.
Учитель: У нас еще одна гостья. Кто она – вы узнаете из ее рассказа. На листе бумаги напишите ответы (у каждой команды конверт с листом бумаги, на котором написаны вопросы).
Гостья: Здравствуйте! Я вам расскажу свою биографию. Если вы хорошо знаете географию, то все в моем рассказе отгадаете.
Имя мое такое, как название столицы Перу. Отца моего звали, как немецкого ученого, прозванного вторым Колумбом. А фамилия у меня такая, как у английского исследователя, открывшего водопад Виктория. Родилась я в тот же день и месяц, когда Амундсен открыл Южный полюс, но на 47 лет позже. Родилась я в столице страны карнавалов.
Учитель: Итак, напишите на бумаге имя, отчество, фамилию, когда и где родилась эта дама. (Команды подают экспертам конверты с листочками, где должны быть записаны данные о гостье: Лима, Александр, Ливингстон, 1958 год, 14 декабря, Буэнос-Айрес.)
Подведение итогов
Слово – экспертам. Вручение наград (грамоты).
Заключительное слово учителя: Вот мы и закончили самое длинное путешествие по южным материкам нашей планеты. Мы познакомились с особенностями этих континентов, объяснили причину их общности, выделили отличия, обратили внимание на разнообразие природы, а также на то, что некоторые представители флоры и фауны нуждаются в особой защите. Мы познакомились с новыми терминами, научились их правильно писать, произносить.
Татьяна Михайлова, учитель биологии и географии, 2-е место в номинации «Сценарии уроков» Десятого конкурса «Сто друзей», п. Новый Рогачик, Волгоградская область
Иллюстрация с сайта http://famouswonders.com
Комментарии