РАБОЧЕЕ ВРЕМЯКакими нормативными документами регулируются особенности рабочего времени учителей? Допустимо ли составлять учителю расписание с так называемыми окнами?Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. №69, в пункте 3.1 определяет, что при составлении графиков работы педагогических и других работников перерывы в рабочем времени, не связанные с отдыхом и приемом работниками пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением.
В пункте 3.2 указанного положения предусмотрено, что при составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы (так называемые окна), которые в отличие от коротких перерывов (перемен) между каждым учебным занятием, установленных для обучающихся, воспитанников, рабочим временем педагогических работников не являются.
Необходимо ли в графике работы директора общеобразовательной школы и его заместителей предусматривать обязательный обеденный перерыв?
В соответствии с нормами статьи 108 Трудового кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Учитывая изложенное, в течение рабочего дня для директора и заместителей директора школы должен предусматриваться перерыв для отдыха и питания.
РАБОТА ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ
Может ли директор учреждения дополнительного образования детей работать по совместительству в другом образовательном учреждении в должности заместителя директора?
Совмещение должности руководителя учреждения с другими руководящими должностями внутри или вне учреждения не разрешается (п. 6 ст. 35 Закона РФ «Об образовании»).
ЕЖЕГОДНЫЙ ОТПУСК
Какова продолжительность отпуска медицинской сестры коррекционной школы-интерната VIII вида?
Статья 115 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Следует отметить, что продолжительность отпуска медицинскихработников образовательных учреждений складывается из ежегодного основного (в соответствии с Трудовым кодексом РФ – 28 календарных дней) и ежегодного дополнительного отпуска, определяемого в соответствии со Списком производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (постановление Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года №298/П-22 с последующими дополнениями и изменениями, внесенными в него в отношении медицинских работников постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 16 июня 1988 года №370/П-6).
Продолжительность ежегодного дополнительного отпуска для медицинских работников зависит от типа образовательного учреждения.
В коррекционной школе-интернате VIII вида обучаются умственно отсталые дети, а следовательно, применяется п. 55 раздела 40 «Здравоохранение» Списка, то есть ежегодный дополнительный отпуск для среднего медицинского персонала в вашем учреждении должен составлять 30 рабочих дней с пересчетом в календарные дни. При предоставлении отпуска рабочие дни переводятся в календарные.
ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ
Существуют ли нормы, ограничивающие время выполнения школьниками домашних заданий?
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации, в пункте 2.9.19 устанавливают, что домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) – до 1 часа, во 2-м – до 1,5 часов, в 3-4-м – до 2 часов, в 5-6-м – до 2,5 часов, в 7-8-м – до 3 часов, в 9-11-м – до 4 часов.
МАТЕРИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Директор школы настаивает на том, чтобы учитель, заведующий кабинетом информатики, подписал договор о полной материальной ответственности за все компьютерное оборудование класса. Правомерны ли требования директора?
Перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности за недостачу вверенного имущества, и Перечень работ, при выполнении которых может вводиться полная коллективная (бригадная) материальная ответственность за недостачу вверенного работникам имущества, утверждены постановлением Минтруда РФ от 31 декабря 2002 г. №85.
Должность учителя в этот перечень не включена, поэтому с ним не может быть заключен договор о полной материальной ответственности.
ЛЬГОТЫ И ГАРАНТИИ
Какие льготы и гарантии имеет мама-учитель, воспитывающая ребенка-инвалида?
Статья 262 Трудового кодекса РФ устанавливает, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами.
Согласно письму Минтруда РФ и Фонда социального страхования РФ от 5 апреля 2002 г. №296-АП, №02-08/05-762П до принятия соответствующих федеральных законов необходимо руководствоваться Положением о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. №101 (абзац третий пункта 8 Положения), и пунктом 10 разъяснения «О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами», утвержденного постановлением Минтруда РФ и Фонда социального развития РФ от 4 апреля 2000 г. №26/34.
В разъяснении Минтруда РФ указано, что четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении.
В статье 263 Трудового кодекса РФ указано, что работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. Указанный отпуск по письменному заявлению работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается.
Следовательно, предоставление такого отпуска обязательно для работодателя лишь в том случае, когда это предусмотрено коллективным договором.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА
Работаю в Доме детского творчества педагогом дополнительного образования, занятия индивидуальные, педагогическая
нагрузка – 18 часов в неделю. Разъясните, какие часы имеются в виду: астрономические или академические?
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» определено, что норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах.
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ СРОК
Меня приняли на работу с испытательным сроком. За три дня до его окончания директор школы сообщила, что я испытание не прошел, и предложила написать заявление об увольнении по собственному желанию. Правомерны ли действия директора?
Если при приеме на работу вы согласились на установление испытательного срока (а это возможно лишь по соглашению сторон – работника и работодателя), то администрация вправе уволить вас до истечения его срока с указанием причин, послуживших основанием для признания вас не выдержавшим испытание, по статье 71 Трудового кодекса РФ с соответствующей записью в трудовой книжке.
Если вы считаете увольнение незаконным, то можете обжаловать решение работодателя в суд. Это право также закреплено в статье 71 Трудового кодекса Российской Федерации.
АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ
Могут ли быть освобождены от прохождения аттестационных испытаний пенсионеры по возрасту?
Действующий Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утв. приказом Минобрнауки РФ от 24.03.2010 №209) является единым для всех педагогических работников и не предусматривает никаких исключений для лиц пенсионного возраста.
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ
ТРЕБОВАНИЯ
Какие квалификационные требования предъявляются в настоящее время к лицам, работающим в должности педагога дополнительного образования?
Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» устанавливает следующие требования к квалификации по должности «педагог дополнительного образования». Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
Для старшего педагога дополнительного образования – высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы не менее 2 лет.
Комментарии