– Существует ли в настоящее время федеральный нормативный документ, четко регламентирующий должностные обязанности учителя?
– Основные обязанности по педагогическим должностям, в частности и по должности «учитель», представлены в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н).Согласно ст. 57 Трудового договора РФ к обязательным условиям трудового договора относится, в частности, и трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы).Поскольку должностная инструкция подписывается работником при приеме на работу, то она является составной частью его трудового договора. Статья 32 Закона РФ «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относит установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей. Директор школы может обновлять текст должностной инструкции по мере развития производственных отношений. Однако все изменения в текст должностной инструкции он обязан вносить по согласованию с работником и представителями работников (профсоюзной организацией).Обращаем внимание, что общими положениями приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 №761н предусмотрено, в частности, что квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов или служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников, с учетом особенностей организации труда и управления, а также прав, ответственности и компетентности работников. При необходимости должностные обязанности, включенные в квалификационную характеристику определенной должности, могут быть распределены между несколькими исполнителями.При разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий, изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.В целях совершенствования организации и повышения эффективности труда работников учреждения возможно расширение круга их обязанностей по сравнению с установленными соответствующей квалификационной характеристикой. В этих случаях без изменения должностного наименования работнику может быть поручено выполнение обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками других должностей, близких по содержанию работ, равных по сложности, выполнение которых не требует другой специальности и квалификации.- Имеет ли право школа установить конкретную дату, до которой принимаются дети в первый класс, имея в виду, что если родители не успеют подать документы на ребенка до этой даты, то у школы будет основание для отказа?- У школы такого права нет. Родители могут прийти с документами и 1 сентября. Отказать ребенку в зачислении в школу при наличии определенных лицензией мест администрация школы не имеет права.Согласно Рекомендациям по организации приема в первый класс (письмо Минобразования РФ от 21.03.2003 г. №03-51-57 ин/13-03), как правило, запись в первый класс общеобразовательной школы рекомендуется начинать с 1 апреля по мере поступления заявлений родителей. После окончания приема заявлений зачисление в общеобразовательное учреждение оформляется приказом руководителя школы не позднее 30 августа текущего года и доводится до сведения родителей. Родителям же нужно пояснить, для чего устанавливаются разумные сроки для подачи соответствующих документов.
Комментарии