– Существует ли образовательный ценз для руководящих работников? Есть ли особенности для сельских школ?
– В соответствии со ст. 53 Закона РФ «Об образовании» особенности занятия педагогической деятельностью устанавливаются Трудовым кодексом РФ.Статья 331 ТК РФ регламентирует право на занятие педагогической деятельностью. К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.Установлен и перечень оснований, исключающих возможность заниматься педагогической деятельностью (лишение права заниматься педагогической деятельностью по приговору суда; судимость за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности, за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления; недееспособность; заболевания, предусмотренные перечнем). Пунктом 62 Типового положения об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196) установлено, что на педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761н (далее – Квалификационные характеристики).Требования к квалификации руководителя образовательного учреждения – высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления или менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.Требования к квалификации заместителя руководителя образовательного учреждения – высшее профессиональное образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом» и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет или высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента и экономики и стаж работы на педагогических или руководящих должностях не менее 5 лет.Что касается особенностей для сельских школ, то, как правило, указанные требования распространяются и на них. Однако в порядке исключения лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (основание: пункт 9 Общих положений Квалификационных характеристик).Таким образом, в случае несоответствия претендента на руководящую должность Квалификационным характеристикам, но при условии достаточного практического опыта претендента и отсутствии других претендентов на должность, отвечающих требованиям ТКХ, орган управления образованием может назначить на руководящую должность такого претендента с определенным рядом условий. Директор в подобной ситуации управомочен принимать решения в отношении заместителя директора.
Комментарии