– Я работаю заведующей в сельском малокомплектном детском саду уже 29 лет. При обращении за досрочным назначением трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью получила отказ. Пенсионные органы засчитали только период работы до 1 ноября 1999 года. Насколько это правомерно? Будет ли засчитан период работы в должности заведующей детского сада с 1982-го по 1985 год в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости?
ПЕНСИЯ
Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста (в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
При досрочном назначении трудовой пенсии по старости следует учитывать постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным постановлением утвержден список данных работ, профессий, должностей, специальностей (далее Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила).
Должность заведующей в детских садах всех наименований включена в данный Список. Однако согласно подпункту «в» пункта 8 Правил в специальный стаж работы, необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии, засчитывается период работы в должности заведующего только до 1 ноября 1999 года.
Таким образом, период работы в должности заведующей в 1982-1985 годах будет учтен при досрочном назначении трудовой пенсии по старости.
В случае возникновения спорных вопросов решение пенсионных органов об отказе в назначении досрочных трудовых пенсий может быть обжаловано гражданами в судебном порядке.
Конституционный Суд РФ в определении от 25.01.2007 г. №18-О по делу о рассмотрении жалобы гражданки Хаяровой С.К. о нарушении ее конституционных прав подпунктом «в» пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, вынес решение об отказе в принятии к рассмотрению данной жалобы. Суд обосновал свое решение тем, что «в действующей системе пенсионного обеспечения установление для указанной категории лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (как и предоставление им пенсии за выслугу лет, предусматривавшееся в ранее действовавшем пенсионном законодательстве) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными характером определенной профессиональной деятельности, а именно деятельности, связанной с воспитанием детей (педагогической деятельности). Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, связанными с осуществлением именно педагогической деятельности, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности».
Верховный Суд РФ в решении от 21 мая 2003 года № ГКПИ 03-439 пришел к выводу, что оспариваемое положение указанного нормативного правового акта (подпункт «в» пункта 8 Правил) не противоречат федеральному закону, изданы в пределах компетенции Правительства РФ и не нарушают права граждан на пенсионное обеспечение.
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду с 1973 года. Обратившись за досрочным назначением трудовой пенсии по старости, получила отказ. Мне не засчитали период работы в данной должности с 1975-го по 1982 год, ссылаясь на то, что я работала на 0,75 ставки. Насколько этот отказ правомерен?
При обращении за досрочным назначением трудовой пенсии по старости следует учитывать нормы постановления Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанным постановлением утвержден список данных работ, профессий, должностей, специальностей (далее Список), а также Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее Правила).
В соответствии с указанным Списком работа в должности «музыкальный руководитель» засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Однако следует учесть, что согласно пункту 5 Правил периоды работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.
Таким образом, работа в должности музыкального руководителя на 0,75 ставки в период с 1975-го по 1982 год не будет учитываться при подсчете стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Верховный Суд РФ в определении от 24 июля 2003 года № КАС 03-315 по делу о признании незаконными пунктов 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в удовлетворении заявления отказал.
Верховный Суд РФ разъясняет, что «неодинаковый подход к вопросу об исчислении периодов работы отдельных категорий педагогических работников обусловлен именно различным характером деятельности работников, связанной именно с функциональными обязанностями, психоэмоциональной нагрузкой, которые различны, в частности, у музыкального руководителя и воспитателя, например в детском саду. Такой подход соответствует и смыслу других положений Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ, которые право на досрочное назначение трудовой пенсии связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером конкретного труда».
Верховный Суд РФ разъяснил, что «право утверждать такие списки и правила предоставлено законом Правительству РФ, что им и было сделано при утверждении оспариваемых Правил. Таким образом, оспариваемые положения Правил приняты Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных законом полномочий и по существу не противоречат федеральному закону».
ВРЕМЕННАЯ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ
Как в настоящее время определяется размер пособия по временной нетрудоспособности и каков его максимальный размер? Какие виды выплат должны учитываться при расчете данного пособия?
Трудовой кодекс РФ гарантирует работнику право на выплату пособия по временной нетрудоспособности. При временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральными законами.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральными законами (ст. 183 ТК РФ).
Согласно Федеральному закону от 29.12.2006 г. №255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» право на пособие имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ).
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2006 г. №255-ФЗ размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.
На 2007 год максимальный размер пособия составляет 16125 рублей (пункт 1 ст. 13 Федерального закона от 19.12.2006 №234-ФЗ).
Статья 14 Федерального закона от 29.12.2006 №255-ФЗ предусматривает порядок исчисления пособия по временной нетрудоспособности: пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.
Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. №375 «Об утверждении положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию» предусматривается следующий порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса РФ.
Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 года №375 к указанным выплатам относятся:
заработная плата, начисленная преподавателям учреждений начального и среднего профессионального образования за часы преподавательской работы сверх уменьшенной годовой учебной нагрузки;
надбавки и доплаты к тарифным ставкам (должностным окладам) за профессиональное мастерство, классность, квалификационный разряд, выслугу лет (стаж работы), ученую степень, ученое звание, знание иностранного языка, работу со сведениями, составляющими государственную тайну, совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы, руководство бригадой;
повышенная оплата труда, связанная с особыми условиями труда (в местностях с особыми климатическими условиями, на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда), повышенная оплата труда за работу в ночное время, оплата работы в выходные и праздничные дни, сверхурочной работы;
премии и вознаграждения, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременное вознаграждение за выслугу лет и другие предусмотренные системой оплаты труда виды выплат.
Согласно пункту 4 постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 года №375 в заработок, исходя из которого исчисляются пособия, не включаются выплаты социального характера и иные выплаты, не относящиеся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и др.).
Пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.
Премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда, включаются в средний заработок с учетом следующих особенностей:
– ежемесячные премии и вознаграждения, выплачиваемые вместе с заработной платой данного месяца, включаются в заработок того месяца, за который они начислены;
– премии (кроме ежемесячных премий и вознаграждений, выплачиваемых вместе с заработной платой данного месяца), вознаграждения по итогам работы за квартал, за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, единовременные премии за особо важное задание включаются в заработок в размере начисленных сумм в расчетном периоде (пункт 14 постановления Правительства РФ от 15 июня 2007 года №375).
Елена ЛЕОНОВА, правовой инспектор труда аппарата ЦК Профсоюза работников народного образования и науки РФ
Комментарии