– Как ГОСТы определяют, что такое учебное пособие?
– В настоящее время ГОСТы отменены, они имеют рекомендательный характер. Издательствами используются свои наработки. Издательский словарь-справочник (ОЛМА-Пресс, 2006) дает следующее определение учебного пособия – учебное издание, дополняющее или заменяющее (частично или полностью) учебник. В учебном пособии допустим отход от программы для того, чтобы дать возможность учащимся углубить свои знания какой-либо темы или проблемы. Учебное пособие может быть выпущено на одну из частных тем учебной дисциплины.
С 1 сентября 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 21.07.2007 г. №194-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением обязательности общего образования» (далее – Закон).
Внесенные изменения в Закон РФ «Об образовании» (ст. 28, 29, 32, 55) установили в том числе и условия допуска к использованию в образовательном процессе как учебников, так и учебных пособий.
Так, к использованию в образовательном процессе допускаются учебники и учебные пособия в соответствии со списком, определяемым образовательным учреждением. Причем в данный список включаются учебники из утвержденных федеральных перечней учебников, а также учебные пособия, издаваемые организациями, осуществляющими издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе.
Законом также установлены полномочия субъектов Российской Федерации по организации обеспечения учебниками в соответствии с федеральными перечнями учебников, а также учебными пособиями, допущенными к использованию в образовательном процессе.
Отбор организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также утверждение перечня этих организаций Законом отнесено к ведению Российской Федерации.
Информация о перечне таких организаций должна доводиться до сведения органов управления образованием субъектов Российской Федерации Министерством образования и науки РФ.
– Сможет ли молодой учитель, не имеющий пока никакой квалификационной категории, закончивший пединститут год назад, пройти аттестацию на первую квалификационную категорию?
– Такой молодой учитель при удачном совпадении желаний и педагогических возможностей может пройти аттестацию даже сразу на высшую квалификационную категорию. Законодательных запретов нет.
Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений (утверждено приказом Минобразования РФ от 26.06.2000 № 1908) предусматривает, что аттестация педагогических работников носит добровольный характер. Единственным основанием для проведения аттестации педагогических работников на вторую, первую и высшую квалификационные категории и руководящих работников на высшую квалификационную категорию является заявление работника.
Согласно «Временным требованиям по оценке квалификаций и уровня профессиональной компетенции при присвоении квалификационной категории руководителям, специалистам (педагогическим работникам)», изложенным в письме Минобразования РФ от 29.03.2001 № 20-52-1350/20-5, педагогические работники имеют право претендовать на любую (вторую, первую или высшую) квалификационную категорию и получить ее при успешном прохождении аттестации. Для этого педагогические работники, как правило, должны иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности, по которой они желают пройти аттестацию, не менее 1 года – для II квалификационной категории, не менее 2 лет – для I квалификационной категории и не менее 3 лет – для высшей квалификационной категории.
Комментарии