– В школах рекомендуют вводить управляющие советы. Какова их законность? Как их деятельность согласовывается с Трудовым кодексом РФ? При принятии решений администрацией чье мнение первично: профсоюза или управляющего совета?
– Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. №1663-р утверждены Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2012 года – документ, определяющий приоритетные социально-экономические задачи на среднесрочную перспективу.
Одним из направлений является комплексная модернизация общего образования, в том числе Правительство РФ планирует работать над повышением конкурентности и открытости общего образования путем обеспечения широкого внедрения общественно-государственных форм управления в системе общего образования, создания во всех образовательных учреждениях советов самоуправления (управляющих советов). Они получат право влиять на распределение стимулирующей части фонда оплаты труда учреждения в зависимости от результатов работы каждого учителя и руководства школы. Планируется, что к 2012 году управляющие советы будут действовать во всех учреждениях общего образования.
Пока понятие «управляющий совет школы» действительно многих пугает, так как отсутствует четкое представление о деятельности этого органа. По большому счету управляющий совет – новая форма общественно-государственного управления школой, которая должна объединить попечительские советы, общешкольные родительские комитеты и другие общественные объединения, помогающие учебным заведениям.
Для создания управляющего совета потребуются и изучение существующей нормативной базы, и разработка собственной документации, и поиск заинтересованных людей, способных объединить усилия для совершенствования деятельности школы.
В состав совета все участники, кроме представителя учредителя, не назначаются, а избираются или кооптируются. Педагоги избирают участников совета – своих представителей на заседании педагогического совета, родители определяют членов совета на родительской конференции, а учащиеся избирают ребят – участников совета на школьной конференции. В состав совета на правах равных включаются и представители общественности, которая готова помогать школе. Директор школы входит в состав управляющего совета как равный среди равных. При обсуждении вопросов он имеет такие же права, как родитель или ученик. Число педагогов и учащихся не должно превышать число родителей и представителей общественности. В таком виде управляющий совет дает возможность не только контролировать работу школы, но и влиять на процесс образования и воспитания изнутри. Родители и общественность вместе с учителями и детьми могут совместно решать важнейшие вопросы деятельности школы.
Инициатива создания управляющего совета за самой школой. Списочный состав совета регистрирует учредитель в соответствующем реестре. Учредитель строит свои отношения со школой и ее управляющим советом на основании договора. Соответствующие положения о деятельности управляющего совета включаются и в устав школы.
В деятельности совета предполагается целый ряд образовательных аспектов: участие в определении основных направлений развития школы, содействие в создании оптимальных условий для образовательного процесса, контроль рационального использования выделяемых бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования, контроль здоровья и безопасных условий обучения. Совет может принять решение о форме учащихся, продолжительности уроков и перемен, рассмотреть жалобы родителей, поощрить талантливых педагогов и т. д.
Таким образом, деятельность управляющих советов никаким образом не противоречит Трудовому кодексу РФ. Функции профсоюза и управляющего совета могут пересекаться лишь в некоторых вопросах, непосредственно связанных с правами педагогов. Управляющий совет дает возможность принимать решения, касающиеся всех заинтересованных участников образовательного процесса школы.
Комментарии