В этом году у нас выборы председателя профсоюзной организации вуза. Меня впервые выдвигают от факультета. Как психологически грамотно провести предвыборную кампанию?
Чтобы правильно презентовать себя перед выборами, советуем учесть требования к имиджу профсоюзного лидера и в случае необходимости провести коррекцию.В имидже любого лидера обязательно должны присутствовать черты победителя. Например, это может проявляться в оценках ваших прежних достижений – не стесняйтесь о них упоминать. Сформировать образ победителя также помогут приемы мифологизации, метод конструирования черт. Всю информацию вы строите вокруг следующих «сконструированных» черт:- недосказанность самой личности: должна быть некая загадка. Ореол героизации пропадает, когда все известно и ясно;- наличие чего-то особенного, не присущего «простым смертным» (стальная воля, необыкновенная целеустремленность, уверенность). Если какая-то из этих черт у вас есть, о ней стоит сказать, поручите это сделать другим;- амбивалентность (очень добрый, но строгий);- эмоциональная насыщенность (личностные черты должны быть яркими);- ориентация на мифологическую нишу массового сознания (какого героя хотят видеть).Необходимо, чтобы в имидже профсоюзного лидера присутствовали «черты отца». Данное требование является отражением фрейдистских взглядов на проблему лидерства, которые трудно опровергнуть. По Зигмунду Фрейду люди просто нуждаются в лидере, как семейство нуждается в авторитетном отце. «Отец» – гарантия защиты, стабильности. Он может взять на себя ответственность. Он не даст в обиду. Он строг, может наказать, но защитит – логика рассуждений избирателей примерно такова.Открытость (видимая доступность). Избиратели доверяют тому, кто способен решить их проблемы, для этого лидер должен быть доступен. То есть к нему можно обратиться, рассказать о своих проблемах, чаяниях. Реакция со стороны претендента должна быть однозначной – выслушал, помог, решил, посодействовал. Открытость воспринимается как эффективная обратная связь избирателей с будущим профсоюзным лидером.Эффективные коммуникации. Имидж транслируется в ходе многочисленных коммуникаций кандидата на выборную должность. Вам предстоят встречи с избирателями, публичные выступления, дебаты, интервью. Они влияют на вербальную составляющую имиджа. Оставайтесь уверенным, умным, доброжелательным. Тот, кто придерживается этого правила, выигрывает, пренебрежение этим требованием формирует негативное отношение избирателей.Окружение кандидата. Если рядом находятся хорошо известные и уважаемые люди – положительное отношение к ним переносится и на самого кандидата. Это психологический феномен подобия. Поэтому стоит окружать себя авторитетными людьми, которые придерживаются одних с вами взглядов.Особые личностные свойства и качества кандидата – очевидные преимущества по сравнению с другими. Избиратели ожидают проявления высоких нравственных качеств у человека, чья деятельность направлена на достижение общественно-позитивных результатов.Как по реакциям окружающих нас людей определить их жизненную позицию, чтобы перед обсуждением профсоюзных вопросов заранее знать, к чему готовиться?Если нужно быстро определить, какой человек перед вами, предлагаем следующий метод. Обратите внимание на реакцию окружающих на один и тот же вопрос. Характер ответов подскажет вам отношение человека не только и не столько к вашему событию, сколько к ситуациям в его жизни.К примеру, рассмотрим обсуждение вопросов, связанных с семьей и браком.Женщина, которая считает, что ее личная жизнь не удалась, про свадьбу дочери коллеги скажет: «Зачем вы ее отдали, лучше бы она не выходила замуж, что ж там хорошего». Мужчина-отец, который мало участия принимал в жизни собственной дочери или сына, спросит: «А вы туда ездили?» И только человек со здоровым, адекватным восприятием действительности скажет: «Поздравляю!», понимая, что вы говорите о счастливом событии.Перенесите эту аналогию на обсуждение профсоюзных тем. Вы сразу распознаете тип человека по его реакции на вопрос.Так ли важен имидж, о котором столько говорят? Ученики утверждают, что им важно, как выглядит учитель, а учителя – что важнее не внешность, а знания, которым они могут научить. Ведь если учитель будет постоянно думать о своем внешнем виде, ему некогда будет готовиться к занятиям.Ошибочно полагать, что имидж ограничивается внешним обликом. Одно из свойств нашего восприятия – целостность. Любого человека мы воспринимаем как единое целое в совокупности его знаний, внешности, поведения. Единый сформировавшийся образ человека – это и есть его имидж. Если какая-то деталь выбивается из образа, у наблюдателей возникает ощущение дисгармонии. Это мешает продуктивному общению.Обратите внимание на различия в представлениях учителей о себе и в представлениях других людей о них. Учителя как бы смотрят «внутрь» себя. Им важно, что у них в сознании, каков их багаж знаний и духовный мир. С увеличением стажа такое представление только усиливается. Ученики же вначале обращают внимание на внешность учителя, то есть глядят «во вне». Чтобы найти точки соприкосновения при взаимодействии «учитель-ученик», нужно учитывать эти особенности.Внешний облик преподавателя должен соответствовать его опыту и знаниям. Ощущение несоответствия, неконгруэнтности вносит дискомфорт. Если педагог владеет самыми передовыми методиками, но не уделяет внимания своему гардеробу, одевается кое-как, не находит время, чтобы сделать прическу, макияж, вряд ли ученики и родители будут воспринимать его как современного, успешного учителя. Конечно, это не значит, что учителям, следуя молодежной моде, надо облачиться в мини-юбки и джинсы. В легкомысленной одежде вы и выглядеть будете легкомысленно, а не как серьезный, квалифицированный специалист. Во всем важны чувство меры и вкус. Вопрос соотношения внешнего и внутреннего напрямую касается профпригодности педагога.Меня выбрали председателем профкома факультета. Когда я попытался сподвигнуть других к активным действиям, сделать что-то, чего не делали до сих пор в плане защиты коллег, некоторые восприняли меня в штыки и заявили, что я стал каким-то странным. Отсиживаться, занимать пассивную позицию я не хочу. Но пока будут навешивать ярлыки, сделать что-то реальное трудно. Что об этом думают психологи?Ситуация такова: люди желают коллегам добра, однако их представления о нормах поведения могут отличаться от ваших, и, поскольку каждый является приверженцем своей позиции, бывает трудно прийти к согласию.Посмотрим на ситуацию со стороны.Человек, чьи взгляды не совпадают с нашими, непонятен. Мы можем навешивать ярлыки, говоря, что кто-то «странный», «не такой, как все», и это еще мягкие выражения. На самом деле не другой неправильно себя ведет, а мы воспринимаем его поведение как неправильное. Дело не в нем, а в нас. Понимание этого поможет начать общение с необычным на первый взгляд человеком. Но это произойдет, если мы сможем перешагнуть через обывательские представления о норме (поведения, слов), через нашу категоричность, что нужно только так, а не иначе.Выход простой: если есть желание работать в этом коллективе, необходимо на стадии адаптации усваивать принятые там нормы. Если вы не являетесь авторитетом для коллег, официальным руководителем, за которым признается право утверждать свои взгляды, на первых порах лучше следовать принятым здесь правилам. Постепенно, приобретая авторитет, можно вести других за собой.Пока же, если вас выдвинул коллектив, лучше быть отражением его взглядов, вести себя так, как желают другие. Не делайте резких шагов, не все готовы к принятию чего-то нового, к пересмотру позиций, к которым они давно привыкли. Человек постепенно перестраивается, таковы особенности нашей психики. Постепенно, систематично приобщайте других к своим взглядам.Сейчас многие стремятся в профком. Народ понимает, что нельзя молчать. Нам кажется, что мужчины и женщины в профсоюзном комитете работают по-разному. А как думают психологи?И в самом деле, к решению одной и той же задачи мужчины и женщины подойдут с разных сторон. Об этом мы уже немного писали. Добавим, что женщины, как профлидеры, на 30% более адаптивны. Кроме того, они более критичны, причем критику начинают с себя. Главное тут не переборщить.Мужчины смотрят в центр событий, ищут корень проблемы, а женщины больше внимания уделяют подробностям. Поэтому они быстрее увидят детали, которых не замечают мужчины.Что одинаково для обоих полов: если женщина или мужчина ничего не боятся, и, работая в профсоюзе, говорят «Я супер», все начинают верить, что он (она) супер и идут за ними.Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО, кандидат психологических наук
Комментарии